Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бей своих. США обнаружили слабое звено российского СПГ

Бей своих. США обнаружили слабое звено российского СПГ

Добавление "Арктик СПГ-2" в очередной список санкций вызвало немало вопросов — почему о нем вспомнили только сейчас, зачем это США и, главное — что будет с проектом. Найти ответы на них попытался "Прайм".

Для начала немного информации. "Арктик СПГ — 2" строится на Гыданском полуострове. Основной акционер — "Новатэк", участвуют французская Total, китайские и японские компании. Проектная мощность — 19,8 миллиона тонн в год, по факту легко может работать с превышением. То есть, с вводом завода в эксплуатацию выпуск СПГ в России вырастет приблизительно до 50 миллионов тонн, из которых более половины могут направляться в Европу.

С последним обстоятельством, вероятно, как раз и связана неожиданная активность США. Начав экспортировать свой СПГ в 2016 году, они планомерно давят на российских конкурентов. Еще в 2015 году были введены санкции против Южно-Киринского месторождения, затем под раздачу попали "Новатэк", оборудование для "Ямал СПГ", "Арктическая перевалка" и, наконец, "Арктик СПГ — 2".

Почему именно сейчас? "Очевидно, санкции приурочены к запуску первой очереди проекта, намеченному на зиму-начало весны 2024 года", — считает директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

До этого США предполагали, что ограничений со стороны Европы и зарубежных компаний достаточно, чтобы затормозить строительство, но ошиблись. Поэтому был выбран путь прямого давления, считает он.

Не задушишь, не убьешь

У американцев, конечно, своя версия. Помощник госсекретаря США Джеффри Пайетт громко заявили, что их цель — "задушить этот проект", чтобы сократить доходы России от поставок нефти и газа. По его словам, дальнейшее "закручивание гаек" либо остановит реализацию проекта, либо сделает его нерентабельным.

Эксперты уверены, что в случае с "Арктик СПГ — 2" технических проблем из-за санкций скорее всего не последует. Все уже убедились, что "Новатэк" может с этим разобраться. Первая очередь в значительной степени готова, а для второй вместо санкционных газовых турбин будет задействован электропривод.

На самом деле США вряд ли всерьез верят, что смогут "похоронить" Арктик СПГ-2. Скорее это сигнал акционерам, которые, кстати, в большинстве своем являются друзьями США.

"Но зарубежные акционеры — Total и японский консорциум — вряд ли выйдут из проекта, поскольку, во-первых, на это не согласятся российские власти, а во-вторых, такой демарш грозит им многомиллиардными штрафами", — считает Белогорьев.

"Простой пример — национализованное Германией бывшее подразделение "Газпрома" SEFE GmbH продолжает покупать газ с "Ямал СПГ", ведь в противном случае, нарушение условий контракта обойдется немецким налогоплательщикам в 10 миллиардов евро", — указал эксперт. Вероятно, в случае с "Арктик СПГ-2" условия схожие.

По мнению ведущего аналитика ФНЭБ Игоря Юшкова, в наиболее сложном положении может оказаться Total. Компания имела долю в большинстве российских СПГ-проектов, оказавшихся под санкциями. Для них это серьезный удар. "Доля японцев невелика, и они, скорее всего, захотят исключений и их получат, как в случае с "Сахалин-2". А китайцы вряд ли уйдут до тех пор, пока им это выгодно", — рассуждает он.

США, с одной стороны, давали обещания о координации своих действий с союзниками и взаимодействовать с компаниями и другими заинтересованными сторонами при введении санкций. С другой стороны, администрация США заявляет о своей решительности ограничить будущее производство и доходы России от энергетики, а также вводить санкции против участников, помогающих обходить введенные ограничительные меры, рассуждает Игорь Маскаев, ведущий эксперт Центра мониторинга эффективности тарифной политики Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.

Он напомнил, что в настоящее время Франция и Япония оценивают потенциальные негативные эффекты и планируют выработать предложения с тем, чтобы не подрывать стабильные поставки энергетических ресурсов на мировой рынок.

С потенциальными покупателями объемов "Арктик СПГ — 2" больше вопросов. Главный — не испугаются ли они долгосрочных контрактов, которые являются необходимым условием для реализации таких проектов. Конечно, на примере "Ямал СПГ" уже очевидно, что механизм, при котором экспортом занимается не оператор, а акционеры, вполне жизнеспособный.

Но весьма вероятно, что в итоге будет больше спотовых продаж, и газ действительно придется продавать со скидкой, что как минимум снизит маржинальность.

Самое интересное, что бюджет России от этого никак не пострадает — проект реализуется исключительно на деньги частных компаний. Единственное, что сделало государство — предоставило всем СПГ-проектам масштабные льготы — большая часть налогов обнулены или снижены. Предполагается, что основные доходы от реализации начнут поступать спустя как минимум 10 лет после запуска. Поэтому санкции коснутся преимущественно корпоративного сектора.

"Возможно, в США таким образом пытаются внести раскол в российские экономические и политические элиты — дескать, одна из значимых компаний российского ТЭК несет убытки из-за курса государства", — рассуждает Юшков. Однако до сих пор подобная тактика не имела успеха.

Слишком много газа

Более вероятная причина — ожидающийся после 2026 года кризис перепроизводства СПГ в мире. Если все заявленные новые мощности заработают, то покупать газ будет просто некому. На рынке появится дополнительно 200-400 миллионов тонн в год, что сопоставимо с ныне существующим спросом.
Очевидно, что все проекты реализованы не будут. И сейчас решается, кто выдержит конкуренцию, а кто будет вынужден закрыться из-за нерентабельности. В этой ситуации США совершенно нерыночными методами стремятся застолбить для своих производителей европейский рынок. Ведь именно на него приходится 70% их экспорта сжиженного газа. Объем "Арктик СПГ — 2" — а это почти половина одного из "Северных потоков" — вполне мог быть востребован в Европе из-за удобной и дешевой логистики. Именно туда идет 80% поставок с "Ямал СПГ".

По мнению экспертов, под давлением США и на фоне снижения потребления в перспективе 2026-2030 года европейские страны могут отказаться от покупки российского СПГ. Это осложнит запуск других российских заводов, которые находятся в более ранней стадии готовности. В свою очередь, для ЕС и Японии выпадающие объемы нарушают стабильность энергопоставок на их рынки в краткосрочной и среднесрочной перспективе, отметил Маскаев.

Конечно, у России остается обширный азиатский рынок сбыта. Теоретически "Арктик СПГ-2" и другие проекты могут поставлять газ как на Запад, так и на Восток. Азиатским рынкам он весьма интересен, прежде всего, в рамках своповых поставок. Но возникает вопрос логистики — нужны газовозы, в том числе, ледового класса. В настоящее время число танкеров в мире ограничено. "Арктик СПГ — 2" зафрахтовал 21 танкеров — на верфи "Звезда" в Приморском крае и в Южной Корее. Однако точный статус судов до сих пор неясен, как и сроки завершения строительства.

Автор: Роман Серов

Источник: ПРАЙМ, 13.11.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики