Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему США ввели санкции против «Арктик СПГ — 2»?

Почему США ввели санкции против «Арктик СПГ — 2»?

В начале ноября Государственный департамент США объявил о том, что против проекта компании «Новатэк» вводятся санкции, а странам Европы и Азии запрещается покупать газ этого проекта, начало производства которого планируется в следующем году. Каково стратегическое значение этих санкций?

Действия США, направленные на ограничение экспорта российского сжиженного природного газа, стали первым случаем, когда США затронули не трубопроводный российский газ, а СПГ, пишет Financial Times. Это решение может нарушить баланс на глобальных энергетических рынках, считает издание.

Ранее как санкции, так и контрсанкции касались только трубопроводного газа, поставки которого из России в Европу за последние полтора года сократились в разы. Сжиженный же газ никто санкционно не трогал. И именно за счет этого Европа сумела быстро преодолеть энергетический кризис годичной давности, когда цены достигали заоблачных вершин.

Что же касается именно российского СПГ, то Европа с января по сентябрь 2022 года закупила его на 12,5 млрд долларов — приблизительно в пять раз больше, чем годом ранее. В 2023 году динамика оказалась похуже, что, в частности, объясняется тем, что европейские хранилища сейчас заполнены под завязку. Очевидно, что СПГ становится основой газовой стратегии на долгие годы. Речь идет о долгосрочной конкуренции, а текущая политическая ситуация и санкции — это всего лишь предлог, уверен директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«Санкции США адресованы прежде всего акционерам проекта, к которым относятся TotalEnergies, японские компании и госкомпания из Китая. Бегство из капитала «Арктик СПГ» вряд ли произойдет, но какие-то последствия может иметь. Путем нерыночного ограничения конкурентов, путем давления на будущих покупателей США пытаются выдавить с рынка своего основного потенциального конкурента. Это действительно во многом прецедент, потому что на рынке СПГ, в отличие от рынка нефти, таких случаев не было. Это первый случай, когда США жестким методом пытаются избавиться от своих прямых конкурентов».

Один из основных поставщиков СПГ — Катар — планирует увеличить свой экспорт к 2026 году на 65% и резко обойти Россию, которая сейчас занимает второе место. Но катарский проект — это лишь один из многих, которые к 2030 году, когда геополитическая обстановка может оказаться совсем иной, чем сейчас, должны быть реализованы в разных странах, в том числе и в США. К тому времени ожидаются большое перепроизводство и ужесточение конкуренции. Поэтому Штаты сейчас стремятся включить все механизмы для того, чтобы перетянуть к себе другие компании, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Они преимущественно являются глобальными компаниями. В частности, TotalEnergies. Она является и акционером «Новатэка», и имеет 10% в «Арктик СПГ — 2», также она заключила долгосрочный контракт на 20 лет со своими акционерами. Те приобретают всю продукцию, и каждый пропорционально своей доле в проекте заключил долгосрочный контракт на покупку СПГ. TotalEnergies должна покупать 10% производимого СПГ. Куда она денет эти объемы? Если бы у нее не было бизнеса с США, можно было бы подумать, что она попытается изолироваться. Но у TotalEnergies есть множество контрактов на покупку СПГ из США. Есть что терять: и счета в американских банках, и контракты с американскими компаниями. Они испугаются и не будут нарушать американские санкции».

«Арктик СПГ — 2» — проект, мощность которого после введения трех технологических линий, им предусмотренных, должна составить 19,8 млн тонн в год. Оценка стоимости проекта на момент его утверждения осенью 2019 года составила 21,3 млрд долларов.

Источник: BFM.RU, 13.11.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики