Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство отменило временные ограничения на экспорт бензина

Правительство отменило временные ограничения на экспорт бензина

Мера принята в связи с накоплением запасов топлива и выравниванием ценовой ситуации

Временный запрет на экспорт автомобильного бензина, введенный 21 сентября, отменен в связи с накоплением запасов топлива и выравниванием ценовой ситуации. Об этом сообщили в пресс-службе Минэнерго.

«В течение прошедших двух месяцев при сохранении высоких объемов переработки нефти на НПЗ обеспечено насыщение внутреннего рынка и создан профицит предложения автомобильного бензина, в том числе в биржевом канале реализации. С учетом стабилизации ценовой ситуации на отечественном рынке принято решение о прекращении действия временного запрета на экспорт автомобильного бензина», – говорится в сообщении.

В Минэнерго также пояснили, что отмена ограничения необходима для недопущения разгрузки НПЗ, поскольку в зимний период традиционно снижается спрос на бензин.

Ведомство продолжит мониторить ситуацию с производством и ценами на топливо. Если ситуация изменится, то ограничения по вывозу из страны могут возобновить.

Временный запрет на экспорт бензина и дизтоплива правительство ввело 21 сентября на фоне резкого роста цен в опте и мелком опте. Планировалось, что такая мера поможет снизить стоимость для российских потребителей. Ограничения были смягчены 6 октября: НПЗ разрешили поставлять за границу дизель по трубопроводам при условии, что не менее 50% от объема производства будет отгружаться на внутренний рынок.

Также правительство решило увеличить обязательные нормативы биржевых продаж бензина и дизеля на 2 и 3 п. п. до 15 и 12,5% соответственно. Кроме того, правительство повысило пошлину на экспорт нефтепродуктов для серых экспортеров с 20 000 до 50 000 руб./т и вернуло бюджетные выплаты НПЗ по демпферу в полном объеме с октября. С 1 сентября такие выплаты были сокращены вдвое.

К началу ноября все виды топлива на бирже подешевели. 1 ноября цена АИ-92 и АИ-95 снизилась на 32,3% по сравнению с серединой сентября, дизтоплива – на 26,7%. Но с начала ноября рост на СПбМТСБ возобновился. 15 ноября тонна АИ-92 торговалась по 51 358 руб. (+7,6% к началу месяца), АИ-95 – по 53 863 руб. (+5,3%), а дизтоплива – по 61 362 руб. (+12,1%).

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также связывает снятие ограничений на экспорт бензина с завершением автомобильного туристического сезона, то есть окончанием сезона повышенного спроса на топливо. Аналитик напоминает, что производство бензина в России превышает внутренний спрос – примерно 10% производимого в стране бензина направляется на экспорт. Похожую оценку приводит заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, Россия экспортирует порядка 4-5 млн т бензина в год, то есть примерно 10-12% производимых объемов.

В случае сохранения запрета на экспорт дольше, по словам Юшкова, компаниям пришлось бы перенастраивать работу нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на фоне заполненности мощностей по хранению топлива. Другая причина снятия ограничений на поставки бензина за границу – стабилизация ситуации с ценами в рознице, которые «снова укладываются в уровень инфляции», указывает эксперт. По мнению Юшкова, колебания оптовых цен на бензин после возобновления поставок за рубеж возможны, но существенного роста «ждать не стоит». Он также напомнил, что с октября правительство вернуло нефтяникам прежний объем выплат по демпферу, что также будет сдерживать цены внутри страны.

Если цены на бензин вновь возобновят рост на бирже СПбМТСБ после снятия запрета, то он этот рост будет иметь спекулятивный характер, так как «выраженного основания» для увеличения оптовых цен сейчас нет, полагает Фролов. «Сезон высокого спроса на бензин прошел, и рост потребления ожидается только на новогодние праздники», – указывает он. Поэтому после короткого всплеска цен на бирже, по его мнению, скорее всего, последует падение.

Авторы: Екатерина Щербинина, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 17.11.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики