Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетическое оружие шейхов: грозит ли Западу новое нефтяное эмбарго

Энергетическое оружие шейхов: грозит ли Западу новое нефтяное эмбарго

1 ноября духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал остановить поставки в Израиль продовольствия и нефти, пока продолжаются обстрелы сектора Газа.

А накануне, 31 октября, стало известно, что 11 ноября в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде пройдёт экстренное заседание Совета Лиги арабских государств (ЛАГ) на высшем уровне. Помощник генсека ЛАГ Хусам Заки, в частности, сообщал, что лидеры арабских стран намерены «обсудить продолжающуюся с 7 октября израильскую агрессию против палестинского народа в секторе Газа».

Ранее, 18 октября, о необходимости санкций против Израиля заявлял глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан. В ходе встречи со своим катарским коллегой Султаном аль-Марихи он призвал все мусульманские страны к антиизраильским мерам, включая эмбарго на экспорт нефти.

Угроза новой «нефтяной жажды»

Публичные заявления и призывы влиятельных мусульманских лидеров на фоне экстренного ноябрьского заседания ЛАГ вызывают опасения, что арабские страны прибегнут к масштабному запрету на поставки нефти, причём не только в Израиль, отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.

Сам Израиль сейчас потребляет сравнительно немного нефти, уточняет он: «Норвегия или Соединённые Штаты спокойно закроют эти потребности».

Но эскалация вооружённого конфликта на Ближнем Востоке вполне может, в свою очередь, усилить реакцию на него, полагает Юшков.

Наблюдатели действительно опасаются повторения энергетического кризиса 1973 года в случае введения арабскими странами запрета на поставку нефти тем, кто поддерживает Израиль.

Пятьдесят лет назад арабские страны — экспортёры нефти ввели эмбарго на поставку нефти союзникам Израиля — странам Европы, Японии, США. И это вошло в мировую историю как первый глобальный энергетический кризис.

«Цены взлетели, появилось много того, что мы сейчас воспринимаем как норму — малолитражные автомобили, все эти истории с энергосбережением и развитием возобновляемой энергетики. Запад осознал, насколько зависит от поставок нефти с Ближнего Востока», — рассказывает собеседник ИА Регнум.

Впрочем, степень консолидации арабских стран сейчас гораздо ниже, чем в 1973 году. А призыв шиитского Ирана ко всем мусульманским странам не поставлять нефть в Израиль, учитывая, что вся иранская нефть поступает исключительно в Китай, выглядит как не самый убедительный аргумент.

Последствия для рынка

В свою очередь, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что сам факт запрета на поставки арабской нефти в страны Запада, если таковой будет согласован, не означает сильного удара по западным экономикам.

«Если речь только о запрете экспорта в страны, поддерживающие Израиль, при сохранении объёмов поставок на мировой рынок, то такой шаг будет иметь чисто декоративный характер», — полагает эксперт. Прежний баланс предложения и спроса при перераспределении лишь логистических потоков не принесет никакого эффекта в течение года.

Запрет по той же модели, по которой ограничили закупки Европой нефти у России, просто приведёт к очередному перераспределению транспортных потоков. Это вызовет некоторые сложности и локальные проблемы, но настолько мощного воздействия, чтобы опрокинуть экономики западных стран, не случится.

Кроме того, есть ряд отличий в текущей ситуации от той, в которой находился мир полвека назад, в разгар драматических событий 1973-го, которые привели к «антиизраильскому» нефтяному эмбарго, убеждён собеседник ИА Регнум.

Фролов обращает внимание, что за прошедшие годы в сфере энергетики существенно переплелись бизнес-интересы компаний из Европы и США с интересами государственных компаний из арабских стран.

«Как будут себя чувствовать после запрета на экспорт нефти, например, перерабатывающие мощности саудовской Saudi Aramco в США? А те арабские проекты, в которых принимают участие европейские компании, и европейские проекты, в которых принимают участие арабские компании?» — задаётся вопросами эксперт.

Кроме того, не следует смешивать позиции Ирана и Саудовской Аравии, указывает эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семёнов: «Иран сам по себе — отдельное явление, в Саудовской Аравии свои взгляды. Сейчас саудиты в чём-то сблизились с Ираном, но инициативы Тегерана следует рассматривать как сугубо иранские».

Также эксперт обращает внимание на противоречия между саудовцами и движущей силой вооружённого актива Палестины, что отличает нынешнюю картину на Ближнем Востоке от ситуации 1973 года: «Несмотря на жертвы в Газе, ХАМАС для Саудовской Аравии — не совсем дружественная структура». Хуситы, союзники ХАМАС из Йемена, объявившие Израилю войну, ответственны за гибель четверых саудовских военнослужащих, из-за чего Саудовская Аравия привела в состояние повышенной боеготовности армию и силы противовоздушной обороны.

Но если всё же арабские страны согласуют эмбарго на экспорт нефти, уменьшив его на объём, поставляемый на Запад в целом, то странам Ближнего Востока предстоит смириться с тем, что в краткосрочной перспективе резко сократятся денежные поступления в их госбюджеты. Хотя в самом начале цены резко вырастут, уточняет Фролов.

30 октября Всемирный банк выпустил прогноз, согласно которому сокращение поставок нефти на мировой рынок на 6–8 млн баррелей из-за резкого обострения ближневосточного конфликта приведёт к росту цен до 157 долларов за баррель.

Сама эта величина вызывает у эксперта недоумение, но в сильном росте цен он не сомневается: «Цены начнут давить на спрос, который резко сократится. В итоге цены придут примерно к текущему уровню, а спрос будет восстанавливаться медленнее». При таком сценарии у стран — поставщиков нефти велик риск потерять гораздо больше, чем они заработают на временном скачке цен, делает вывод собеседник ИА Регнум.

Как реагировать России

Фролов также напоминает о военном присутствии США в нефтеносном регионе: базы Пентагона расположены практически во всех ближневосточных странах и в Турции. Понятно, что перерастание противоречий между исламским миром и Штатами на рынке нефти в открытую торговую войну в такой ситуации слишком рискованно.

Впрочем, не исключён вариант, который сам Фролов обозначает как «иезуитский»: «Предположим, арабские страны введут запрет против стран Европы, которая и так уже лишилась российской нефти. Для Соединённых Штатов это будет выгодно, потому что ускорит деструктивные процессы в экономике Евросоюза, «откачку» инвестиций в те же Штаты».

При этом США сейчас крайне заинтересованы, чтобы цены на нефть были как можно ниже до конца 2024 года. Для их внутренней политики розничные цены на автомобильное горючее — сейчас невероятно важный фактор.

Фролов замечает, что знаменитое «арабское» нефтяное эмбарго полувековой давности, которое было нацелено фактически против тех же стран, в отношении которых предлагается ввести его сейчас, продлилось относительно недолго — с октября 1973 до марта 1974 года. И, несмотря на усиливавшиеся кризисные явления в странах Европы и в США, коллективный Запад не отказался от поддержки Израиля.

При этом России совершенно точно следует занять отстранённую позицию в случае одобрения санкций в отношении Израиля, полагает Игорь Юшков: «Мы и так особо не поставляем нефть и нефтепродукты в Израиль. И объявлять, что мы присоединяемся к таким призывам, нам тоже, наверное, не следует».

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ИА Регнум, 01.11.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики