|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ядерная сдержанность Ядерная сдержанностьНовую инициативу Москвы по иранской ядерной программе обсудят сегодня в российской столице глава МИД России Сергей Лавров и его иранский коллега Али Акбар Салехи. Россия предлагает постепенно смягчать санкции ООН по отношению к Ирану, хотя, по мнению некоторых экспертов, эти санкции ей выгодны. Месяц назад во время визита в Вашингтон С.Лавров заявлял, что «в ответ на каждый конкретный шаг Ирана Москва считает важным делать Накануне президент Ирана Махмуд Ахмадинежад подчеркнул, что Тегеран приветствует предложения России, высказанные с целью вернуть Иран за стол международных переговоров по его ядерной программе. М.Ахмадинежад сказал об этом на встрече в Тегеране с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым. США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. Отсутствие Прошлогодние санкции по отношению к Ирану были одними из самых жестких — Ирану запрещено инвестировать в некоторые сферы экономики, например, в урановые рудники. Документ перечисляет предприятия, частных лиц и иранские банки, активы которых за рубежом должны быть заморожены, а также позволяет досмотр иранских судов в нейтральных водах. После этого диалог между мировым сообществом и Ираном по поводу ядерной программы страны в прошлом году и прервался. Таким образом, можно считать, что сегодняшние переговоры глав внешнеполитических ведомств России и Ирана открывают новый раунд консультаций по иранской ядерной проблеме. Обеспокоенность по поводу консервации этих переговоров недавно высказал и президент России Дмитрий Медведев — выступая перед российским дипкорпусом 12 июля глава российского государства заявил: «Иран ведет себя не лучшим образом. Приближается к обладанию потенциалом, который может быть использован для создания ядерного оружия». Между тем, в тот же день в Вашингтоне С.Лавров заявил, что Россия выступает против изоляции Ирана и считает, что урегулирование иранской ядерной проблемы возможно только через сотрудничество. По его словам, решать иранскую ядерную проблему нужно «шаг за шагом». «Нам нужен подход на взаимной основе», — заявил тогда Лавров. Такой подход предполагает, что на выполнение Ираном требований МАГАТЭ нужно будет отвечать облегчением санкций в отношении Тегерана. «Мы предлагаем по каждому требованию МАГАТЭ, которое должен выполнить Иран, составить В недавнем интервью «Известиям» постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин поделился своими опасениями по поводу того, что военное вмешательство НАТО в Ливию, а также давление Запада на режим Башада Асада в Сирии очень похоже на подготовку к операции в Иране. «Кольцо вокруг Ирана сжимается. Идет военное планирование в отношении Тегерана. Вот это развязывание широкомасштабной войны в огромном регионе нам совершенно не нравится. Последствия для Европы будут тяжкими, там тоже многие это понимают», — отметил Д.Рогозин. При этом он дал понять, что начала военной операции НАТО в Иране тормозится лишь техническими проблемами. «Стратегия НАТО предполагает возможность ведения двух крупных войн с державами выше среднего уровня. Война в Афганистане потихонечку сворачивается без особых видимых результатов. Европейцы делают оттуда ноги. Ливийская операция тоже продемонстрировала, что ряд важных союзников США — таких, как Норвегия и Италия, заканчивают свое участие. Нельзя говорить о том, что у Европы есть Одной из причин сложившейся ситуации эксперты считают отсутствие у российского руководства четко сформулированной политики по иранской проблеме: если раньше Москва активно поддерживала Тегеран, то теперь Россия присоединилась к международным санкциям, говорил ранее ПРАЙМ гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. Он уверен, что Россия выбрала неправильную позицию: ядерный Иран гораздо менее опасен, нежели прозападное правительство в Тегеране. По мнению эксперта, новый режим в Иране неминуемо станет антироссийским со всеми вытекающими последствиями: трубопроводы в обход России, резкое обострение территориальных споров по Каспийскому морю. С Сафаровым согласен и президент Конгресса национальных объединений России Владимир Хомерики: нестабильность в Иране негативно скажется на соседних регионах и усложнит и без того непростую обстановку на Кавказе. Как сказал в интервью ПРАЙМ гендиректор Фонда национальной безопасности Константин Симонов, «тема Ирана для России непростая. Речь идет не только о проблеме ядерной безопасности, а о выработке Москвой стратегии по Тегерану. Много лет существуют две линии нашего внешнеполитического поведения по Ирану. Первая — патриотическая, мол, все мировое закулисье против Ирана, и поэтому мы не должны подыгрывать Западу. А должны демонстрировать самостоятельную, в данном случае — отличную от западной, политику в отношении Ирана. Вторая линия поведения продиктована тезисом о том, что Иран является нашим стратегическим партнером, в частности, — по Каспию. Но я считаю обе позиции ущербными». По словам К.Симонова, «Иран является нашим конкурентом в энергетике. Проект по Каспию не в счет, так как в данном случае речь идет о маршрутах транспортировки каспийской нефти. Но Иран располагает вторыми в мире доказанными запасами газа. И то, что Иран не экспортирует газ — скорее, явление временное. И выход Ирана на мировой рынок газа России совсем некстати — понятно, что цены на газ могут упасть. Причем речь идет, прежде всего, о европейском рынке. Иран делает, пусть и неуклюжие, но, тем не менее, последовательные шаги к началу транспортировки своего газа в Европу — в частности, через Турцию. Правда, газопровод Иран — Турция с заходом в Сирию, где сейчас идет война, — это «Так что как ни парадоксально в представлении многих патриотов это звучит, России крайне выгодно продление и ужесточение режима санкций в отношении Исламской республики. Поэтому не нужно ссориться на этот счет с Западом, а нужно, как это делают российские дипломаты, проводить умеренную политику в отношении Ирана — вести консультации по ядерной проблеме, добиваться транспарентности иранской ядерной программы, что, собственно и делается нашим МИДом», — резюмирует К.Симонов. Источник: ПРАЙМ, 17.08.2011 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|