Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на нефть: страны ОПЕК+ взяли тайм-аут, но не все зависит от них

Цены на нефть: страны ОПЕК+ взяли тайм-аут, но не все зависит от них

Вопросы возможного сокращения добычи отложены до достижения консенсуса между основными экспортерами

Заседания ОПЕК и ОПЕК+, которые должны были состояться в предстоящие выходные в Вене, отложены на неделю. Как ранее сообщил ряд СМИ, на воскресной встрече предполагалось рассмотреть вопрос о возможных новых сокращениях добычи. На фоне сообщения о переносе заседаний цены на нефть упали почти на 1%.

По мнению экспертов Goldman Sachs Group, вероятность принятия странами ОПЕК+ решения о «более глубоком» сокращении добычи составляет около 35%, однако оно, будет кратковременным и умеренным по масштабам.

Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает в 2024 году некоторый переизбыток предложения нефти на рынке. В то же время отмечается, что пока налицо дефицит и быстрое сокращение запасов «черного золота».

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков видит причину переноса заседаний в необходимости достичь консенсуса между участниками и выйти на встречу с готовым решением. 

— Прийти на встречу и ничего не решить было бы хуже, поэтому предпочли ее перенести. Многое указывает на то, что на встрече могло бы быть принято решение о корректировке объемов производства.

Здесь, наверное, пока нет единого мнения у производителей-участников ОПЕК+: во-первых, о перспективах мировой экономики, во-вторых, насчет оценки объемов производства в странах, не входящих в организацию, прежде всего в США.

По потребителям очень разные прогнозы. С одной стороны, МЭА говорит, что есть проблемы в экономике Китая. Тем не менее она растет, и непонятно, начнет ли замедляться или это долгосрочный тренд.

Неясно, что будет происходить с экономикой западных стран. Евросоюз наиболее близок к рецессии, но на долю процента он вроде бы подрастает. Германия может уйти в рецессию. И здесь неясно, насколько это долгосрочный тренд. С США тоже ситуация спорная — они вроде бы порастают и от рецессии уже отошли, но ФРС периодически говорит, что может и дальше поднимать ставку, а если так, это, соответственно, будет замедлять экономику: кредиты дорогие, их не берут, экономика не развивается.

Явно, что сейчас ОПЕК+ пытается предугадать, что будет на рынке — дефицит или профицит. Все первое полугодие нам прогнозировали дефицит, отмечая, что в Китае сняли коронавирусные ограничения и он будет наращивать объемы потребления. Сейчас никто не может точно сказать, что будет с китайской экономикой, с европейской, американской.

Думаю, что в том числе разногласия по этому вопросу и по тому, как на это отвечать, также приводят к тому, что пока нет консолидированной позиции и собираться нечего.

«СП»: То есть противоречия есть?

— Думаю, определенные противоречия у ОПЕК+ есть, и связаны они больше с перспективами Ирана и Венесуэлы. Американцы откровенно идут по пути вывода Венесуэлы из-под санкций, чтобы она увеличила добычу, дала новые объемы и, соответственно, насытила рынок.

Сейчас на Венесуэлу и Иран квоты не распространяются, им говорят, что поскольку они пострадали из-за санкций, то могут добывать, сколько хотят. При этом Иран заявил, что выйдет в 2024 году на досанкционный объем производства, то есть будет добывать более 4 млн баррелей в сутки и экспортировать примерно 1,5 млн баррелей. Это много.

И тут возникает вопрос: Ирану сохраняли квоты, пока он добывал меньше, чем в досанкционный период. Если выходит на объем добычи как до санкций, надо вводить квоты или нет? Почему он может сколько угодно добывать? Думаю, по этому вопросу в ОПЕК+ тоже нет единства.

Наверное, есть и разные оценки того, сколько в США добывается. Представьте ситуацию, когда ОПЕК+ все время снижает поставки, а США занимает его долю на рынке.

И по остальным тоже вопрос противоречивый, потому что, кроме России, Саудовской Аравии и еще пары стран, никто усилий для стабилизации рынка с прошлого ноября не делал. Думаю, Эр-Рияд в этом плане может занять позицию, что надо бы еще снизить объем добычи, чтобы сыграть на опережение и удержать цену выше 85 долларов за баррель, при этом сам уже не будет это делать, поэтому пусть остальные постараются. А те, конечно, не хотят. Думаю, дискуссия заключается в том, кому и на сколько сокращать объем добычи.

«СП»: Какова вероятность очередного сокращения добычи и к чему это может привести мировую экономику?

— Если говорить о странах, не входящих в ОПЕК+, которые не координируются, то если они будут понимать, что цена достаточна, чтобы окупить инвестиции, и если не боятся, что их загнобят «зеленые», тогда вложатся и могут увеличить добычу.

Думаю, если решат сокращать, будут исходить не из того, что надо загнать цены за 100 долларов за баррель, а скорее, из того, что есть риск, что цена еще больше снизится, как это было в прошлом году. Скорее, попытаются удержать ее в коридоре вокруг 85.

Если придут к выводу, что цена может снизиться ниже 80 и там держаться, то шансы на сокращение добычи возрастают.

Автор: Ирина Гусева

Источник: Свободная пресса, 24.11.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики