Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Саудовская Аравия согласуют квоты на добычу нефти в 2024 году

Россия и Саудовская Аравия согласуют квоты на добычу нефти в 2024 году

На министерской встрече участников ОПЕК+, которая состоится 30 ноября после полугодового перерыва, будет принято решение по действиям альянса в следующем году. Основная интрига заключается в том, будет ли ОПЕК+ увеличивать объемы сокращения добычи или оставит прежние договоренности в силе.

По ним в 2024 году впервые квоты двух лидеров сделки - России и Саудовской Аравии разойдутся. Наша страна сократит производство больше всех - до 9,8 млн баррелей в сутки (б/с), Саудовская Аравия - до 10,5 млн б/с. Но это без учета добровольных сокращений. Здесь в 2023 году впереди всех остается Саудовская Аравия, дополнительно убравшая с рынка 1 млн б/с. И королевство вполне может продлить на 2024 год взятые на себя обязательства.

России после опять увеличившегося дисконта на нашу нефть нужен рост мировых котировок, чтобы наполнять бюджет. Санкции ЕС и США могут эффективно работать против нашего нефтяного экспорта только в случае отсутствия дефицита нефти на рынке. Если спрос будет опережать предложение, никакие ограничения не смогут сдержать подорожание российского сырья. Поэтому наша страна будет не против дополнительного сокращения добычи.

В свою очередь, США и ЕС не теряют надежды, что сделка или вовсе развалится, или страны-участники решат наращивать производство. Заголовки западных СМИ последних месяцев пестрели новостями о разногласиях внутри альянса - неполном выполнении условий сделки со стороны России, намерениях наращивать добычу в ОАЭ и недовольстве поведением партнеров в Саудовской Аравии.

Котировки барреля также далеки от стабильности. Только простой перенос встречи с 26 на 30 ноября резко обвалил, пусть и ненадолго, цены на нефть на 5%. За шесть последних месяцев стоимость барреля эталонного сорта Brent колебалась от 71 до 96,5 долл., а сейчас балансирует на уровне около 80 долл. Для ОПЕК+ это нижний предел допустимой цены, а для США, ЕС, Китая и других - это дорого. Неудивительно, что информационный фон вокруг предстоящей встречи сильно отличается в странах-импортерах и странах-экспортерах нефти.

"На Западе раздувается тема конфликта России и Саудовской Аравии, - говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Там постоянно пишут, что саудиты недовольны, поскольку наша страна отклоняется от норм, якобы не выполняет добровольно взятые на себя обязательства. Но в странах ОПЕК+ пресса пишет, что разногласия есть только с африканскими участниками сделки - Анголой и Нигерией, которые не хотят дальше сокращать добычу".

Впрочем, и в том и другом случае для альянса в этом есть тревожный момент, поскольку речь идет о признании расхождений во мнениях внутри сделки по поводу уровня производства. Понятно, что проблемы с Африкой не станут причиной развала ОПЕК+. Уровень котировок выше 80 долл. за баррель не является критичным, но по дополнительным квотам на 2024 год, возможно, придется принимать какие-то решения. К примеру, Саудовской Аравии продлевать ее добровольное сокращение на 1 млн б/с плюс взять на себя еще 0,5 млн б/с, а Россия могла бы снизить добычу дополнительно на 0,5 млн б/с, считает Симонов.

Если спрос на нефть в мире будет превышать предложение, то никакие санкции не смогут сдержать подорожание российского сырья

При этом многие считают, что сделку корректировать не будут. Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, в ОПЕК не раз называли комфортным для них уровень в 90 долл. за баррель Brent, и отклонение в 10% в ту или иную сторону вполне допустимо. В прошлый раз, в июне дополнительное снижение добычи странами ОПЕК+ последовало на фоне падения стоимости Brent до 72 долл. за баррель, а пока нефть торговалась выше 80 долл. объемы производства не сокращали.

По мнению Чернова, пока стоимость Brent торгуется выше 80 долл. за баррель, дополнительного сокращения может и не потребоваться, либо оно будет небольшим.

С точки зрения эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, сохранение статус-кво стало бы наиболее предпочтительным решением для ОПЕК+. Сложность нынешнего раунда переговоров ОПЕК+ состоит в том, что цены уже отыграли предыдущую волну сжатия спроса, которая была связана с майским сокращением квот на 1,66 млн б/с, а также решением Саудовской Аравии добровольно сократить добычи на 1 млн б/с начиная с июля 2023 года, которое затем было продлено до декабря. Эти решения обеспечили дефицит на рынке нефти, который в третьем квартале 2023 года достиг 90 тыс. б/с. Но сейчас рынок вновь стал профицитным, во многом благодаря росту добычи нефти в странах не ОПЕК+, считает эксперт.

Если ОПЕК+ опять сократит добычу, то она возрастет в других странах. Поэтому оптимальным будет сохранение статус-кво, которое бы также подразумевало пролонгацию решения Саудовской Аравии о добровольном сокращении добычи на 1 млн б/с, как минимум, на первое полугодие 2024 года, отмечает Родионов.

При этом есть ряд стран, которые могут настаивать на росте добычи. По мнению Чернова, это Нигерия, Конго и Ангола. Но речь здесь идет о 200-300 тыс. б/с, а такие объемы едва ли могут серьезно повлиять на баланс рынка.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 26.11.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики