Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Наш лучший друг" Китай не дает развернуться "Силе Сибири"

"Наш лучший друг" Китай не дает развернуться "Силе Сибири"

Без этого сибирякам не видать масштабной газификации, как своих ушей

Китайское издание The South China Morning Post со ссылкой на свои источники в Москве сообщило накануне, что проект "Сила Сибири-2" стопорится из-за нежелания Пекина вкладываться в проект и платить полную цену за транспортировку газа. Якобы КНР понимает, что "Газпром" пытается через Китай частично возместить потерю европейского рынка, поэтому считает себя в более сильном положении, а значит, может диктовать свои условия. "Газпром" тем временем не торопится подключать регионы Сибири к газу, так как это дополнительные затраты, которые будут долго окупаться, да и в целом внутренний рынок не в приоритете у "национального достояния". Хотя, вроде бы, были планы по подключению к 2030 году — повысить уровень газификации в стране до 82,9%. Но теперь, без Китая, эти планы могут сдвинуться? Эксперты считают, что время играет против КНР, нужно только эту мысль правильно донести до руководства, но и КНР считает, что время играет против России. На кого работает время в итоге и какое будущее ждет проект "Сила Сибири-2", разбиралось Накануне.RU.

Конечно, с телеэкранов транслируется картинка, где Москва и Пекин — надежные друг для друга партнеры, экономические отношения развиваются, товарооборот растет двузначными цифрами, однако когда дело касается перспективных стратегических проектов типа "Силы Сибири-2", особенно в условиях санкций и почти полной потери европейского рынка, та самая переориентация с Запада на Восток восторга не вызывает. Оказывается, в Пекине сидят довольно прагматичные политики, и какими бы теплыми ни выглядели отношения двух государств в СМИ, на форумах и в высказываниях с трибун, в деталях остается только холодный расчет.

"К вопросу о том, как можно за два года утратить национальный суверенитет и превратиться в сырьевой придаток, которому диктуют цены", — прокомментировал экс-депутат Госдумы Олег Шеин в своем телеграм-канале ту самую переориентацию на Восток и нежелание Китая вкладываться в трубопровод.

Но если посмотреть на эту ситуацию под другим углом зрения, может быть, все окажется не так уж плохо? Китай известен своим прагматичным подходом еще с "Силы Сибири-1", когда почти все вопросы были решены, кроме главного — вопроса ценообразования перекачиваемого газа. Как напоминает аналитик Финансового университета Игорь Юшков в беседе с Накануне.RU, тогда даже ходили слухи, что торговались и выверяли формулы чуть ли не до утра, когда документы отдавали на подпись. Такой вот прагматичный Восток. Поэтому нежелание платить за трубопровод особого удивления вызывать не должно, та же "Сила Сибири-1" строилась и на российской территории, и на территории Монголии за счет РФ. Однако эксперты сомневаются, что Китай позволит строить на своей земле что-то за счет "Газпрома", ведь тогда газовый гигант должен будет получить какую-то долю со стороны Китая. Как, например, строился газопровод "Ямал-Европа", из России через Белоруссию, через Польшу в Германию — там "Газпром" финансировал как минимум польскую часть. Поэтому контракт на транзит у "Газпрома" был выгодный: Польша почти ничего не получала, к тому же газовый гигант получил 49% акций в компании-операторе польского участка трубопровода.

"Так же и здесь — встанет вопрос, а сколько будет стоить прокачка по китайской территории? К тому же "Газпром" должен будет стать собственником хоть какой-то доли в газопроводе. Я думаю, что Китай на это не пойдет, не помню, чтобы какие-то иностранные компании вводили инфраструктуру в Китае. Китай не хочет, чтобы кто-то что-то строил за свои деньги, он сам все построит", — объясняет Игорь Юшков.

И все же позиция восточного партнера сильна — конечно, там знают, что годом ранее в Европу перетекало около 160 млрд кубометров газа, а по итогу 2023 года будет 20-25 млрд как максимум. КНР при этом не станет полноценным компенсатором, так как там нужды скромнее — около 50 млрд "кубов" в год. Тем не менее "Газпрому" нужны хоть какие-то рынки, чтобы отправлять газ, а значит, из "Газпрома" можно выжимать самые выгодные условия, скидки и преференции.

"Я думаю, что с нашей стороны нет никакой информации по этому вопросу потому, что Кремль опасается выхода наружу этих неформальных договоренностей по условиям поставок, которые покажут, что эти условия не очень-то и хорошие для России", — предполагает политолог Максим Жаров в беседе с Накануне.RU.

Эксперт так же напоминает, что европейский опыт тоже известен, когда с помощью спотовых цен "Газпром" был выдавлен с европейского рынка, добавить к этому санкционное давление, пресловутый порог цен, и вот все козыри — у Пекина, время играет на его стороне. Но с другой стороны, время играет и на стороне Москвы, уверен Игорь Юшков. По его словам, в этом бесконечном торге Россия пытается донести до партнера другую мысль — что наши поставки не только выгоднее, но и надежнее. Смысл простой — санкции ведь введены не только против России, США и коллективный Запад могут ввести их и против Китая, а учитывая, что он развивается и может представлять серьезную угрозу Штатам, то устроить ресурсный голод КНР не составит особого труда — перекрыть поставки с юга, например, СПГ из Катара, Африки, и что тогда? А потребности в газе у Китая хоть понемногу, но увеличиваются с каждым годом.

"Китай считает, что время на его стороне — чем хуже дела у "Газпрома" в Европе, тем более сговорчивым он будет. А мы им говорим, что Россия — надежный поставщик, и все, что приходит с севера, для Китая гораздо более надежно, чем с юга", — уверен Игорь Юшков.

Вместе с тем следует помнить, что на проекте "Сила Сибири-2" завязаны и некоторые другие проекты в области экономического сотрудничества, поэтому полностью свернуть или опустить ценник до условной себестоимости не получится.

"Если взять аналогию с "Турецким потоком", то там тоже есть идея, что на базе этого трубопровода Турция станет газовым хабом, и эту идею, как морковку, давно перед турками держат, хотя, с моей точки зрения, это нереализуемый проект. Тем не менее, он находится в повестке двух стран — примерно то же самое сегодня происходит сегодня и с Китаем", — считает Максим Жаров.

И если рано или поздно страны договорятся о цене, то подвешенным в воздухе остается вопрос газификации регионов. С одной стороны, "Газпром" и так уже потратился и потерпел убытки, теперь еще вкладываться в трубопроводы для внутренних потребителей — шутка что ли? Окупаемость слишком долгая, да еще в других регионах нужно менять инфраструктуру, которой по несколько десятков лет. Нет, это уже давно не в приоритете. С другой стороны, есть программы к 2030-40 годам по подключению Красноярска, Иркутской области, а с этими программами можно и трубу провести так, чтобы быстрее потом довести ее до Китая. Если же сразу укладывать ее до границы, то тогда, конечно, это будет воспринято как действие от безысходности — тогда Китай точно сможет выкрутить руки "Газпрому", а вот если сделать вид, что тянешь трубу для внутреннего рынка…

"Я думаю, что российская сторона будет пытаться сделать так, что будет строить трубу под видом газификации и эту газификацию проводить, потому что газа невостребованного навалом, но с другой стороны часть инфраструктуры построить под "Силу Сибири-2", чтобы в случае заключения контракта как можно быстрее подать этот газ", — предполагает Игорь Юшков.

Эксперт считает, что когда страны договорятся по второму трубопроводу, то это будет скорее плюсом для газификации, потому что все равно труба строится, можно заложить чуть больше мощности, и не все затраты будут ложиться на программу газификации, а будет большой экспортный проект, от которого уже будет браться газ для газификации. Пока же, получается, прагматичный Восток продолжает выверять формулы ценообразования не только для себя, но и для Сибири.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики