Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская нефть для Индии «плавает» у берегов Шри-Ланки

Российская нефть для Индии «плавает» у берегов Шри-Ланки

Увлечение различными «интересными» стратегиями обернулось для России потерей собственного судостроения и судоходства

Танкер NS Century с российской нефтью для Индии вторую неделю маневрирует у берегов Шри-Ланки. Судну, контролируемому «Совкомфлотом», пришлось изменить планы сразу после введенных против него Минфином США санкций.

«Чем дольше танкер дрейфует, тем больше это подчеркивает проблему, с которой сталкивается Индия, стремясь импортировать дешевую российскую нефть и в то же время избежать риска ухудшения отношений с США», — пишет Bloomberg.

Сейчас судно ожидает решения индийских властей относительно разгрузки.

Кроме NS Century, осенью из-за транспортировки нефти по ценам выше установленного потолка под санкции США попали еще суда «Казань», «Лиговский проспект» и «СКФ Приморье», застрахованные западными компаниями. Сам «Совкомфлот» также находится под санкциями ЕС и США.

Ранее из-за ужесточения американских рестрикций транспортировку российской нефти прекратили греческие судоходные компании Minerva Marine, Thenamaris и TMS Tankers. 

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что Индия отказываться от российской нефти не собирается.

— Она ее покупает и будет покупать дальше. Ей это вполне выгодно.

Перевозчики некоторые переживают из-за того, что американцы усиливают на них давление и поэтому требуют оплаты за риск. Доплата за риск сидит в дисконте на российскую нефть, соответственно, дисконт увеличивается, цена на российскую нефть снижается. Мы это заметили в первую неделю ноября, когда цена в портах отгрузки упала с 80 до 60 долларов.

«СП»: Насколько это катастрофично?

— Если посмотреть на цены, которые были весной 2023 года, то они были ниже, чем нынешние. Просто это означает снижение доходов российских компаний и российского бюджета, но жить при этом можно.

«СП»: Каковы пределы американского давления?

— Они понимают, что если слишком сильно передавить, то можно действительно спровоцировать резкое сокращение поставок российской нефти на мировые рынки, создание дефицита и рост цен, что перед выборами в США не желательно, учитывая, что стоимость дизеля и бензина очень зависит от цен на нефть.

Плюс к тому, чем сильнее давить на перевозчиков, например, греческих, тем быстрее можно спровоцировать уход от них к альтернативным. Когда вариантов не остается, то хочешь не хочешь и приходится быстрее переключаться на альтернативные варианты.

Естественно, все это требует времени и денег, приходится расплачиваться дисконтами. Это мы и видим.

«СП»: Насколько я понимаю, мы пытались уйти и от услуг западных страховщиков, чтобы избежать проблем. Какова ситуация на сегодняшний день, есть ли возможность уйти из-под санкций полностью?

— Есть тенденция сокращения зависимости от западных страховщиков и перевозчиков. По оценке тех же греческих перевозчиков, которые отвечали за российскую нефть, зависимость снижается. По страховщикам надежной статистики нет, все на уровне слухов и предположений, но тоже снижается. Эта тенденция неизбежна, она может только усилиться, если будет санкционное давление.

Есть всякие нюансы с проходом Датских проливов, где теоретически Дания может встать в позу и изображать, что нужны какие-то специфические страховки для их проходов, что никак не соответствует нормам международного морского права.

Не думаю, что нас там будут пытаться полноценно блокировать под этими предлогами, потому что морская блокада — это традиционно было casus belli, то есть повод к войне. Эскалировать военное противостояние с Россией может оказаться самому дороже. Так что в блокировку нас в Датских проливах я не особо верю.

А Черном море мы зависим от Турции. Надо с ней свою хитрую игру вести, чтобы ничего не случилось с проливами.

Надо объяснять, что без нашей нефти будет дефицит, поднятие цен. Это комплексная задача. А сейчас дисконтом приходится расплачиваться. Трансформация прежней модели бизнеса к новой требует расходов, это стрессовая история, но постепенно адаптируемся.

«СП»: Своих мощностей — перевозчиков, страховщиков и т. д. — нам хватит, чтобы перевозить нефть в необходимых объемах?

— Своих точно не хватит, потому что мы не занимались развитием собственного судоходства, судостроения, собственного страхования и т. д. Мы занимались разными модными и интересными вещами, например, климатическая доктрина, вместо того чтобы развивать свое судоходство, судостроение и страхование морских перевозок.

Хотя, казалось бы, какая разница профильному бизнесу на чем зарабатывать, но почему-то считалось, что страхование квартиры от того, что сосед сверху может залить — это правильный вид бизнеса, а страховать морские перевозки — это не очень интересно, что есть люди, сидящие где-нибудь в Лондоне, которые в этом лучше понимают.

И вообще, нефть, как нам рассказывали некоторые «знающие» люди из некоторых банков, скоро будет не нужна, поэтому зачем вообще развитие подобного рода бизнеса. Поэтому мы и оказались в зависимости от внешних игроков. Постепенно ситуация стала улучшаться, начали заниматься судостроением, но это же проекты на десятилетия вперед.

У нас сейчас есть российская перестраховочная компания, которой правительство дало деньги, она помогает перестраховываться. Стали более плотно заниматься кооперацией со странами Глобального Юга и Востока, чтобы они готовы были принимать и наши страховки, активнее использовать своих перевозчиков.

Появилась наша вынесенная в эти страны инфраструктура, например, компании, которые зарегистрированы на Ближнем Востоке, но принадлежат российским владельцам. Все это может помочь в адаптации, но представьте, что, например, арабы испугаются.

Полностью нас никто не закроет. Иран не потерял же свою нефтянку из-за санкции — просто объемы сокращаются, доходы сокращаются, приходится доплачивать за риски.

В конце лета-начале осени ситуация была совсем хороша с ценами, с объемами. Но если сравнивать нынешнюю ситуацию не с летом, а с весной нынешнего года, то сейчас ситуация лучше. Но мы же выжили, когда нефть была по $40 за «бочку».

Мы ввязались в игру, которая достаточно болезненна, но тем не менее идем. Я не ожидаю краха российской экономики, нефтянки, но процесс адаптации потребует времени.

Автор: Ирина Гусева

Источник: Свободная пресса, 02.12.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики