|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская нефть для Индии «плавает» у берегов Шри-Ланки Российская нефть для Индии «плавает» у берегов Шри-ЛанкиУвлечение различными «интересными» стратегиями обернулось для России потерей собственного судостроения и судоходства Танкер NS Century с российской нефтью для Индии вторую неделю маневрирует у берегов Шри-Ланки. Судну, контролируемому «Совкомфлотом», пришлось изменить планы сразу после введенных против него Минфином США санкций. «Чем дольше танкер дрейфует, тем больше это подчеркивает проблему, с которой сталкивается Индия, стремясь импортировать дешевую российскую нефть и в то же время избежать риска ухудшения отношений с США», — пишет Bloomberg. Сейчас судно ожидает решения индийских властей относительно разгрузки. Кроме NS Century, осенью из-за транспортировки нефти по ценам выше установленного потолка под санкции США попали еще суда «Казань», «Лиговский проспект» и «СКФ Приморье», застрахованные западными компаниями. Сам «Совкомфлот» также находится под санкциями ЕС и США. Ранее из-за ужесточения американских рестрикций транспортировку российской нефти прекратили греческие судоходные компании Minerva Marine, Thenamaris и TMS Tankers. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что Индия отказываться от российской нефти не собирается. — Она ее покупает и будет покупать дальше. Ей это вполне выгодно. Перевозчики некоторые переживают из-за того, что американцы усиливают на них давление и поэтому требуют оплаты за риск. Доплата за риск сидит в дисконте на российскую нефть, соответственно, дисконт увеличивается, цена на российскую нефть снижается. Мы это заметили в первую неделю ноября, когда цена в портах отгрузки упала с 80 до 60 долларов. «СП»: Насколько это катастрофично? — Если посмотреть на цены, которые были весной 2023 года, то они были ниже, чем нынешние. Просто это означает снижение доходов российских компаний и российского бюджета, но жить при этом можно. «СП»: Каковы пределы американского давления? — Они понимают, что если слишком сильно передавить, то можно действительно спровоцировать резкое сокращение поставок российской нефти на мировые рынки, создание дефицита и рост цен, что перед выборами в США не желательно, учитывая, что стоимость дизеля и бензина очень зависит от цен на нефть. Плюс к тому, чем сильнее давить на перевозчиков, например, греческих, тем быстрее можно спровоцировать уход от них к альтернативным. Когда вариантов не остается, то хочешь не хочешь и приходится быстрее переключаться на альтернативные варианты. Естественно, все это требует времени и денег, приходится расплачиваться дисконтами. Это мы и видим. «СП»: Насколько я понимаю, мы пытались уйти и от услуг западных страховщиков, чтобы избежать проблем. Какова ситуация на сегодняшний день, есть ли возможность уйти из-под санкций полностью? — Есть тенденция сокращения зависимости от западных страховщиков и перевозчиков. По оценке тех же греческих перевозчиков, которые отвечали за российскую нефть, зависимость снижается. По страховщикам надежной статистики нет, все на уровне слухов и предположений, но тоже снижается. Эта тенденция неизбежна, она может только усилиться, если будет санкционное давление. Есть всякие нюансы с проходом Датских проливов, где теоретически Дания может встать в позу и изображать, что нужны какие-то специфические страховки для их проходов, что никак не соответствует нормам международного морского права. Не думаю, что нас там будут пытаться полноценно блокировать под этими предлогами, потому что морская блокада — это традиционно было casus belli, то есть повод к войне. Эскалировать военное противостояние с Россией может оказаться самому дороже. Так что в блокировку нас в Датских проливах я не особо верю. А Черном море мы зависим от Турции. Надо с ней свою хитрую игру вести, чтобы ничего не случилось с проливами. Надо объяснять, что без нашей нефти будет дефицит, поднятие цен. Это комплексная задача. А сейчас дисконтом приходится расплачиваться. Трансформация прежней модели бизнеса к новой требует расходов, это стрессовая история, но постепенно адаптируемся. «СП»: Своих мощностей — перевозчиков, страховщиков — Своих точно не хватит, потому что мы не занимались развитием собственного судоходства, судостроения, собственного страхования Хотя, казалось бы, какая разница профильному бизнесу на чем зарабатывать, но почему-то считалось, что страхование квартиры от того, что сосед сверху может залить — это правильный вид бизнеса, а страховать морские перевозки — это не очень интересно, что есть люди, сидящие где-нибудь в Лондоне, которые в этом лучше понимают. И вообще, нефть, как нам рассказывали некоторые «знающие» люди из некоторых банков, скоро будет не нужна, поэтому зачем вообще развитие подобного рода бизнеса. Поэтому мы и оказались в зависимости от внешних игроков. Постепенно ситуация стала улучшаться, начали заниматься судостроением, но это же проекты на десятилетия вперед. У нас сейчас есть российская перестраховочная компания, которой правительство дало деньги, она помогает перестраховываться. Стали более плотно заниматься кооперацией со странами Глобального Юга и Востока, чтобы они готовы были принимать и наши страховки, активнее использовать своих перевозчиков. Появилась наша вынесенная в эти страны инфраструктура, например, компании, которые зарегистрированы на Ближнем Востоке, но принадлежат российским владельцам. Все это может помочь в адаптации, но представьте, что, например, арабы испугаются. Полностью нас никто не закроет. Иран не потерял же свою нефтянку из-за санкции — просто объемы сокращаются, доходы сокращаются, приходится доплачивать за риски. В конце лета-начале осени ситуация была совсем хороша с ценами, с объемами. Но если сравнивать нынешнюю ситуацию не с летом, а с весной нынешнего года, то сейчас ситуация лучше. Но мы же выжили, когда нефть была по $40 за «бочку». Мы ввязались в игру, которая достаточно болезненна, но тем не менее идем. Я не ожидаю краха российской экономики, нефтянки, но процесс адаптации потребует времени. Автор: Ирина Гусева Источник: Свободная пресса, 02.12.2023 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|