|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Назван самый главный вопрос вокруг строительства АЭС «Аккую» Назван самый главный вопрос вокруг строительства АЭС «Аккую»Строительство госкорпорацией «Росатом» атомной электростанции «Аккую» ведется с 2010 года, но до сих пор остается под вопросом целесообразность реализации этого проекта для России. Об этом «Московской газете» рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков Эта электростанция на сегодняшний день является самым крупным мировым проектом в области атомной энергетики. Она будет состоять из четырех энергоблоков по 1200 МВт. При этом один из них будет введен в эксплуатацию уже в этом году. Сейчас «Росатом» объявил конкурс на оказание услуг по финансированию строительства на 15 млрд рублей. Срок кредитования составляет 7 лет, пишет издание «Вести Подмосковья». «Реализация проекта идет полным ходом. Причем обычно строят по два энергоблока, а на АЭС «Аккую» — четыре. Это действительно самый крупный проект в этой сфере, который даст существенную прибавку в производстве электроэнергии в Турции. Но одновременно ведется много споров относительно целесообразности этого проекта для самой России. Да, для «Росатома» это выгодно: они строят объект, получают за это деньги, потом эксплуатируют и обслуживают, поставляют туда ядерное топливо, а отработанное вывозят. Иными словами, «Росатом» предлагает полный спектр услуг по строительству и обеспечению работы этой АЭС. Но при этом возврат инвестиций может сильно зависеть от того, какую цену на электроэнергию согласует турецкая сторона, тем более что отношения РФ и Турции не всегда были ровными. В какой-то момент турки могут отказаться поднимать цену, когда это будет экономически необходимо, а значит возврат инвестиций может затянуться. Самый главный вопрос состоит в том, вернет ли Турция российский государственный кредит, полученный на строительство АЭС «Аккую». Нынешний конкурс «Росатома» на 15 млрд рублей скорее всего касается лишь дополнительного финансирования, а большая часть средств – это кредит РФ. Кроме того, тут есть и вопросы межтопливной конкуренции. Ведь если у Турции будет больше электроэнергии, могут существенно снизиться поставки российского газа в эту страну. Так, к слову, уже произошло с Белоруссией после открытия там построенной «Росатомом» атомной станции. Но если в Белоруссию Россия поставляет газ по сниженной цене, то в Турцию – по рыночной. И это к тому же означает, что в федеральный бюджет будет приходить меньше денег от таможенной пошлины на газ и налога на добычу полезных ископаемых», — рассказал Игорь Юшков в беседе с «Московской газетой». Кроме того, он отметил, что ранее топливо для атомных ректоров мог поставлять только производитель этих реакторов. Однако сейчас ситуация на мировом рынке изменилась. «В последнее десятилетие и «Росатом» начал производить топливо для атомных реакторов западного дизайна, и на Западе начали делать топливо для российских и советских реакторов. Сейчас все пытаются конкурировать, в том числе и на поле своего экономического противника. Конечно, в реактор ставить топливо нелицензионной сборки нежелательно, в том числе и с точки зрения безопасности, тем не менее сейчас это уже стало возможно», — добавил аналитик. В то же время собеседник «Московской газеты» напомнил, что «Росатом» сможет гарантировать безопасность работы станции в Турции при условии обслуживания и поставок топлива именно российской стороной, что обязательно записано в контракте на строительство АЭС «Аккую». В этом же контракте должно быть прописано и ценообразование на произведенную электроэнергию, а также многие другие аспекты работы и обслуживания станции. Однако полностью условия этого договора не раскрываются. В свою очередь заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов называл станцию «Аккую» еще одним успешным зарубежным проектом в области атомной генерации. «Наша страна — один из немногих мировых лидеров в этой области»,— говорил он. Также, по словам экспертов, «проект важен не только с экономической и экологической точки зрения, но и в политическом плане. В частности, он укрепляет отношения Москвы и Анкары, а также усиливает позиции РФ в регионе». Автор: Андрей Мединский Источник: Московская газета, 07.12.2023
|
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|