Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему топливо в рознице дешевеет медленнее, чем на бирже

Почему топливо в рознице дешевеет медленнее, чем на бирже

Биржевые цены на бензин опустились ниже уровня котировок конца февраля этого года. Летнее дизельное топливо (ДТ) в опте пока дороже чем в начале 2023 года, но уже дешевле, чем в сентябре прошлого года. Зимнее ДТ по-прежнему находится на рекордном, по сравнению с прошлыми периодами уровне.

На АЗС цены на бензин тоже снижаются, но темпы значительно ниже, чем в опте. И хотя с начала ноября в рознице снижение цен отыграло больше трети годового роста, стоимость литра топлива на заправках значительно выше показателей прошлого и начала этого года. Тогда, например, по данным Росстата, средняя цена бензина марки АИ-92 была 47,14 рубля за литр. Сейчас - 50,21 рубля за литр. Цены снижаются, но все равно находятся выше прошлогодних значений. Дизель же вообще дорожает, но здесь хотя бы можно дать объяснение, сейчас покупаются зимнее сорта ДТ, а его биржевая стоимость очень высока.

Главный вопрос, который возникает в этой ситуации, почему цены на бензин в рознице выше, чем в прошлом году или в начале этого года, хотя биржевые котировки упали. Кроме того, по-прежнему полностью не снят запрет на экспорт зимнего ДТ, а производство топлива находится на высоком уровне. Второй вопрос, что будет с ценами в новом году, ведь с января вырастут акцизы на бензин и ДТ, а также поменяются условия расчета выплат компенсации из бюджета нефтяникам за поставки на внутренний рынок (демпферный механизм).

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, сейчас топливо на АЗС дороже, поскольку выше собираемые налоги с нефтяной отрасли. Частично это произошло благодаря росту мировых котировок, частично - из-за увеличения налоговой нагрузки.

Чтобы не быть голословным, возьмем, откроем статистику Минфина РФ и сравним доходы бюджета за ноябрь рекордного по приходу средств из отрасли 2022 года и этого года по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ - основной налог с нефтяных компаний), говорит эксперт. В прошлом году - 528 млрд рублей, в этом - 997 млрд рублей. Выплаты из бюджета по демпферу в ноябре 2022 года - 149 млрд рублей, в этом году - 193 млрд рублей. То есть доходы увеличились почти на 470 млрд рублей, а расходы на 44 млрд рублей. Да выросли цены на нефть, но в среднем рост составил 10-15%, а налоговые поступления из отрасли выросли почти в два раза. Эти деньги взялись из отрасли, а значит расходы были перераспределены по всей цепочке производства, в том числе и на розничный сегмент.

Цены на топливо на заправках снижаются, но все равно находятся выше прошлогодних значений

При этом, как отмечает зампред набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, у нас сложилась сейчас такая ситуация, что оптовый и розничный рынок топливо существуют независимо друг от друга. В рознице рост цен у нас ограничен уровнем инфляции, за этим внимательно следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). При этом мы понимаем, что на цену в рознице с начала следующего года будет влиять и запланированный рост акцизов, и изменения условий выплат по демпферу, и рост железнодорожных тарифов. Но подорожание будут удерживать в пределах инфляции. Оптовая торговля у нас больше ориентирована на международный рынок и здесь цены могут сильно колебаться. Могут быть и падения, и взлеты, но на розницу они сильно влиять не будут. Демпферный механизм для того был и сделан, чтобы мировая конъюнктура не приводила к волатильности розничных цен на внутреннем рынке, замечает эксперт.

Розничные цены на бензин не всегда следуют за оптовыми одновременно, временной лаг между динамикой цен на АЗС и оптовых цен может составлять не менее чем 1-1,5 месяца, считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Это связано с тем, что между покупкой топлива на бирже и его поставками на АЗС проходит соответствующий период времени. То есть сегодня на АЗС продается бензин, который был приобретен на бирже в начале ноября, или даже в последней декаде октября, так что розничные цены на АЗС и оптовые цены на бирже не напрямую связаны друг с другом.

Последнее замечание эксперта говорит о том, что можно ожидать дальнейшего снижения розничных цен на бензин. А вот стоимость ДТ на АЗС, по-видимому, останется в лучшем случае прежней.

Оптовые цены на ДТ в России, как правило, в декабре очень часто повышались, говорит Мильчакова. Это было связано с разными факторами - от высоких мировых цен на нефть, что увеличивало объемы экспорта и сокращало объемы переработки, до ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Несмотря на то, что в производство ДТ растет, некоторые крупные компании все еще недозагружают мощности по переработке, поскольку ранее они не ожидали, что запрет правительства на экспорт нефтепродуктов просуществует так недолго.

С точки зрения Симонова, на топливные цены в будущем году будет влиять политическая повестка. До 17 марта едва ли кто-то позволит ценам на АЗС серьезно расти. Но чудес не бывает. Если в бюджете запланирован рост нефтегазовых доходов еще на 30%, то это отразится на стоимости продукции выпускаемой отраслью. А это, в первую очередь, бензин, ДТ, мазут и авиакеросин. Причем "жирок", который накопили компании (особенно независимые АЗС, не принадлежащие крупным нефтяным корпорациям) был уже растрачен в 2023 году. А это значит в следующем году им будет особенно тяжело.

Мильчакова считает, что в январе 2024 года в среднем розничная цена на бензин может составлять около 55 руб. за литр, на дизельное топливо - примерно 65,5 руб. (сейчас - 54,56 руб. и 64,27 руб. за литр, соответственно).

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 10.12.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики