Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго будет командовать производством дизтоплива в России

Минэнерго будет командовать производством дизтоплива в России

Правительство обнаружило очередные "проблемные регионы"

Последнее совещание вице-премьера Александра Новака с нефтяниками завершилось показательными директивами. Теперь Министерство энергетики РФ должно будет согласовывать для нефтяных компаний «баланс производства зимнего дизельного топлива в стране на весь сезон спроса – до конца марта». Кроме того, правительство признало наличие в стране «проблемных регионов», где необходимо «мониторить ситуацию с ценообразованием на топливо».

По информации Минэнерго, по итогам ноября страна нарастила производство зимнего дизельного топлива. Запасы бензина и дизельного топлива сохраняются на высоком уровне, отметили в кабмине. Вице-премьер Александр Новак также поручил мониторить ситуацию с ценообразованием на топливо на заправках в проблемных регионах. Нефтяникам в очередной раз рекомендовано увеличить предложение зимнего дизеля на биржевых торгах.

Цены на автомобильный бензин в России за неделю с 27 ноября по 3 декабря снизились на 0,2%, сообщал Росстат. Снижение цен на бензин зафиксировано в 35 субъектах РФ. Более всего он подешевел в Чеченской Республике – на 3,2%. Рост цен зарегистрирован в семи субъектах РФ, больше всего бензин подорожал в Хабаровском крае – на 1%.

Стоимость марок бензина на АЗС Москвы фактически не изменилась. На минувшей неделе цена литра Аи-92 осталась на уровне 50,32 руб. Литр бензина Аи-95 стал дешевле на копейку, и сейчас он в среднем стоит около 55,81 руб. Но ситуация с дизельным топливом (ДТ) выглядит не такой спокойной. На бензоколонках Москвы дизтопливо дорожает уже четыре недели подряд. За одну минувшую неделю его цена поднялась в среднем на 25 коп. Средняя цена ДТ на заправках столицы находится на уровне 62,57 руб. за литр (руб./л).

Тем временем биржевые цены на нефтепродукты длительное время снижаются. Особенно заметно снижались биржевые цены на бензин. Биржевые цены бензина марок «Регуляр-92» и «Премиум-95» в европейской части России увеличились после недельного снижения, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Биржевая цена бензина Аи-92 подросла на 0,8%, до 41,964 тыс. руб. за тонну (руб./т). Бензин Аи-95 подорожал на бирже также впервые с 30 ноября – на 0,6%, до 46,62 тыс. руб./т. Стоимость летнего дизеля увеличилась на 1,08% – до 54,149 тыс. руб. /т., межсезонного дизеля – на 2,2%, до 53,728 тыс. Зимний дизель подорожал на 0,43% – до 69,531 тыс. руб./т.

За прошлую неделю биржевые цены марок бензина в европейской части России уменьшились на 4–7% и опускались до уровня конца февраля 2023 года. Оптовая биржевая цена Аи-92 опустилась за неделю на 7%, Аи-95 подешевел почти на 4%.

Последние месяцы оптовые цены снижались только на летний и межсезонный дизель, в то время как стоимость наиболее актуального в текущий момент зимнего дизеля оставалась достаточно стабильной и превышала нормальные по историческим меркам значения, пояснил «НГ» аналитик компании «Финам» Сергей Кауфман. «Такая сезонность в дизельном топливе наблюдается практически ежегодно и может продлиться еще около двух месяцев. С приближением весеннего сезона можно ожидать умеренного снижения стоимости дизеля и на заправках. Внутренние оптовые цены частично защищены от колебания мировых цен работой демпферного механизма, корректировку которого пришлось отменить. Кроме того, если не считать зимний дизель, то оптовые внутренние цены уже полностью нормализовались и дальнейшего их снижения мы не ожидаем, несмотря на коррекцию мировых цен на нефть. В то же время цены на бензин на заправках реагируют на динамику оптовых цен с лагом, в ближайшие месяцы можно ожидать снижения стоимости бензина в рознице на 1–1,5%», – говорит эксперт.

Проблемы с топливом наблюдаются в новых регионах России и на юге страны, отмечает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Аяз Алиев.

Ситуация, когда розничные цены идут в противоположную сторону от цен на бирже, иногда случается, сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. Многие работающие в рознице компании, будь то независимые заправщики или розничные подразделения ВИНКов (вертикально интегрированных нефтяных компаний), несли убытки от ситуации, которая наблюдалась весной, в середине лета и особенно в начале осени 2023 года, когда они сдерживали цены на заправках при очень быстро растущих ценах на бирже. 

Теперь государство явно дает им возможность немного отыграться «за худые месяцы», поднабрать компенсацию. Это такая форма расплаты правительства с розничными заправщиками, которые страдали в предыдущие периоды. В любом случае сейчас рост не такой масштабный, который пугал всех летом и в начале осени, считает эксперт.

По словам Митраховича, часть тех добровольных ограничений, которые РФ взяла на себя в рамках ОПЕК+ связаны с ограничениями экспорта, а не добычи нефти. «Поэтому РФ может даже поднять уровень добычи от текущего уровня, направив нефтепродукты на внутренний рынок, где у нас спрос растет, в том числе из-за СВО», – говорит он. Именно поэтому, считает Митрахович, в ближайшие два месяца добыча в стране вырастет, но больше продукции будет поставляться на внутренний рынок, что позволит стабилизировать цены. Впрочем, весной, когда спрос может начать расти в силу сезонных факторов, в частности сельхозработ, возможно повышение цен.

В конце ноября спустя два месяца действия правительство РФ сняло запрет на экспорт летнего дизельного топлива. Эксперты гадали, не приведет ли это к очередному скачку цен. Правы оказались те, кто говорили, что с учетом перехода россиян на более морозостойкие сорта, увеличение объемов перевозок за рубеж не должно оказать существенного влияния. «Для зимнего дизтоплива появится больше места в хранилищах. Предложение увеличится, а рост цен замедлится», – предполагал экономист Евгений Коган в своем канале bitkogan. Но снижение на заправках, как всегда, маловероятно, писал он: «во-первых, эффект от роста предложения быстро компенсируется увеличением спроса, а, во-вторых, тот факт, что кабмин не поддержал инициативу признания бензина и дизтоплива социально значимыми продуктами, означает, что у заправщиков развязаны руки».

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 12.12.2023

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики