Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт Митрахович объяснил, почему экспорт дизеля быстро восстановился

Эксперт Митрахович объяснил, почему экспорт дизеля быстро восстановился

Быстрое восстановление поставок дизеля после снятия эмбарго стало возможным, потому что Россия производит в два раза больше топлива, чем потребляет, заявил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финуниверситета при правительстве РФ Станислав Митрахович. По его словам, открытие экспорта не скажется на внутрироссийских ценах, как минимум, до середины марта.

В России продолжают колебаться цены на дизель, сообщают региональные СМИ. В Москве его цена поднялась на 29 копеек, сегодня литр топлива продают за 62,86 рубля. На прошлой неделе в Коми зимний дизель подорожал до 68,98 рубля. А в Омске на одной из заправок цены на этот вид топлива снизились на 20-25 копеек, заправить бак можно по цене 61,55-69,92 рубля за литр.

Параллельно вырос экспорт дизеля после снятия эмбарго, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные французской компании Kpler. За первые две недели декабря вывоз топлива восстановился до уровня в 1 миллион баррелей в сутки. Это максимальный показатель с августа 2023 года.

Станислав Митрахович напомнил, что эмбарго ввели из-за слишком высоких цен на внутреннем рынке. Правительство и нефтеперерабатывающие компании нашли компромисс. Государство вернуло демфер, существовавший до лета 2023 года, а производители взяли под контроль цены. Когда ситуация стала более спокойной, запрет на экспорт сняли. «Изначально было понятно, что это произойдет, потому что Россия производит в два раза больше дизеля, чем потребляет. Компромисс стал необходим – в противном случае, дизель некуда было бы девать. Соответственно, запрет снят, ставки поднимаются и поставки растут», - объяснил эксперт.

Аналитик считает, что в ближайшие несколько месяцев, ситуация не изменится и до выборов президента в середине марта стоимость топлива существенно не вырастет. Как ситуация будет развиваться дальше, зависит от актуальных аспектов – например, посевной или спроса на нефтепродукты из-за СВО.

Летом и осенью 2023 года дизель стремительно дорожал. Оптовая цена на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже на этот вид топлива в сентябре достигла 72146 рублей за тонну.

Из-за неконтролируемого роста цен в России ввели временное ограничение на экспорт бензина и дизеля. После этого стоимость дизеля стала снижаться. К концу сентября стоимость этого топлива по территориальному индексу Европейской части России уменьшилась до 62074 рублей за тонну. Запрет на экспорт дизеля начали снимать в ноябре. Производителям разрешили экспортировать летнее топливо.

Автор: Елена Корниенко

Источник: АиФ, 18.12.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики