Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия пытается отвоевать газовый рынок Европы на танкерах

Россия пытается отвоевать газовый рынок Европы на танкерах

Доля российского экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в Европу планомерно растёт с 2021 года. Ожидается, что по итогам 2023-го большая часть продаваемого российскими компаниями СПГ придётся именно на Евросоюз. После того как в начале следующего года стартуют отгрузки с нового проекта «Арктик СПГ – 2», эта тенденция может укрепиться, если не помешает одно но: о своём намерении противостоять планам Москвы уже заявил Вашингтон. Как будут маневрировать российские танкеры?

Расстановка сил

Главные поставщики сжиженного природного газа на европейский рынок – Соединённые Штаты, Россия и Катар. Последний, по данным отраслевых аналитиков, потеснён нашей страной со второго места в прошлом году, когда страны Евросоюза купили в РФ около 15 млн тонн сжиженного газа. Тогда закупки российского СПГ Европой выросли примерно на треть по сравнению с 2021-м. В этом году Россия продолжила увеличивать поставки. В ноябре зафиксирован новый рекорд: на европейский рынок из РФ поступило 1,75 млн тонн топлива.

Если в 2022 году на долю Европы приходилось около 42 процентов российского экспорта СПГ, то уже к середине 2023-го показатель перевалил за 50 процентов.

Крупнейшими покупателями российского газа в ЕС являются Испания, Бельгия и Франция. Полностью от топлива из России отказались Великобритания и балтийские страны. Всего на долю России, по разным оценкам, приходится около одной пятой поступающего в Европу СПГ. 

Ключевой российский экспортёр сжиженного газа – запущенный в 2017 году «Ямал СПГ», контролируемый «Новатэком». Его ресурсы превышают 17 млн тонн в год. Другой совместный проект «Новатэка» и Газпромбанка в Ленинградской области – «Криогаз-Высоцк» мощностью 660 тыс. тонн в год. Топливо в Европу экспортирует СПГ-завод «Газпрома» в Ленинградской области на станции «Портовая» производительностью 1,5 млн тонн.

"Убить" "Арктик СПГ-2"

В следующем году к этим игрокам должен присоединиться новый проект «Новатэка» «Арктик СПГ – 2». Его заявленная мощность составляет почти 20 млн тонн в год. В октябре курирующий топливно-энергетический комплекс вице-премьер Александр Новак заявил о том, что первая линия завода будет запущена до конца 2023 года, а отгрузки стартуют уже в начале 2024-го. По прогнозам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателя Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, в следующем году производство «Арктик СПГ – 2» может превысить 6,6 млн тонн.

Однако препятствием для реализации проекта могут стать новые санкции.

В ноябре помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт сообщил о соответствующем решении. Оператора «Арктик СПГ – 2» внесли в список агентов, взаимодействие с которыми запрещено для юридических лиц, работающих на американском рынке. «Наша цель – убить этот проект. И мы делаем это, вводя санкции, работая с нашими партнёрами по G7», – заявил Пайетт.

В Брюсселе также озвучивают намерение полностью отказаться от российского ископаемого топлива к 2027 году, хотя, как известно, закупки нефти и нефтепродуктов по «серым» схемам продолжаются, а импорт СПГ из России даже растёт. Вопрос в том, как долго это продлится и согласятся ли европейские страны тщательно соблюдать инициированные Штатами санкции.

В чём замысел США

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Леонид Крутаков полагает, что стремление Соединённых Штатов по максимуму ограничить российскую торговлю газом продиктовано цейтнотом и внутренними экономическими проблемами, с которыми сталкивается Вашингтон.

– У США ключевая проблема – огромный финансовый пузырь. И горизонт развития энергетического сектора в стране – 10 лет. Задача состоит в том, чтобы за это время подчинить мир своим правилам. Они находятся в очень узком коридоре принятия решений. По этой же причине при помощи санкций блокируется Иран, – говорит собеседник «Октагона».

«Одна из целей США – сделать так, чтобы Иран не протянул трубу в Европу. Пусть через Ормузский пролив гонят». - Леонид Крутаков, доцент Финансового университета при Правительстве РФ 

Аналогичные меры были приняты, чтобы разрушить систему российских трубопроводных поставок в ЕС. С этой целью из строя вывели «Северные потоки».

– Логика в том, что трубопроводный газ не пускает внутрь биржевого посредника, – считает эксперт. – Спотовые же поставки СПГ, как и нефти, позволяют создать огромный рынок «бумажного» газа. Для американцев было важно вырвать рычаг ценообразования из рук производителей. 98 процентов нефтяных торгов – это «бумажная» нефть, фьючерсы. Нынешняя цель – сделать то же самое на газовом рынке, чтобы он втянул в себя их финансовые излишки.

Таким образом, по словам Леонида Крутакова, первые шаги уже сделаны – газ выгнан в море, организована спотовая биржевая торговля. Теперь задача – окончательно запереть Россию, используя санкции.

Риски и как им противостоять

Вице-президент группы компаний «НьюТек Сервисез», профессор Российского госуниверситета нефти и газа имени И. М. Губкина Валерий Бессель уверен, что достичь поставленной американской администрацией цели «убить» российские СПГ-проекты у Запада не получится. Правда, он согласен с тем, что определённые технологические сложности пока есть.

– Да, производственных мощностей нам не хватает, есть дефицит технологический, потому что после развала СССР мы многое потеряли. Но вопрос не столько в технологиях, сколько в технике по сжижению природного газа. Её сейчас достаточно успешно начал производить Китай. Ему самому сжижать нечего, но он производит эту технику на экспорт – и для Катара, и для Австралии, являющихся сегодня лидерами мирового СПГ-рынка, – отмечает профессор.

С точки зрения Валерия Бесселя, в отраслевом противостоянии Америки и России есть одна непредсказуемая переменная, которую никто не учитывал до подрыва «Северных потоков». Это возможные диверсии, которые способны полностью разбалансировать рынок и кардинально изменить его.

«Утопить танкер с СПГ в миллион раз проще, чем вывести из строя подводный трубопровод. Сейчас везде активизировались сомалийские пираты. Кто их контролировать будет?» - Валерий Бессель, вице-президент группы компаний «НьюТек Сервисез», профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина 

В то же время ресурсы для рывка у России, бесспорно, есть. И их использование в значительной степени зависит от политической воли. Как говорит Бессель, весьма показателен тот прорыв, который уже сделан в реализованной в кратчайшие сроки стратегии переориентации энергетических потоков. Государству осталось лишь придать процессу нужное ускорение.

– Мы и так очень быстро рванули. Сегодня на мировом рынке СПГ перед нами только Катар, США и Австралия. Далее после нас в пятёрке лидеров Малайзия. Российский топ-менеджмент крупных компаний за последние 30 лет не спешил интенсифицировать работу, но сейчас придётся это сделать. Встанут, побегают по рынку и всё решат с той скоростью, которую для них определит государство, – убеждён собеседник «Октагона».

Севморпуть в помощь

По итогам текущего года Минэнерго ожидает роста производства сжиженного природного газа в России до 33,6 млн тонн. Игорь Юшков приводит близкие к этому цифры – около 32 млн тонн (примерно 19 млн придётся на «Ямал СПГ», 11 млн – на «Сахалин-2», 0,6 млн – на «Криогаз-Высоцк», около 1,2 млн тонн произведёт «Портовая»). В следующем году, когда запустят «Арктик СПГ – 2», этот объём может увеличиться ещё на заявленные 6,6 млн тонн или даже больше.

– «Ямал СПГ» всегда работал с превышением проектной мощности. В прошлом году он выдал больше 20 миллионов, несмотря на проектную производительность в 17,4. «Арктик СПГ – 2» тоже может выдать больше 6,6 миллиона тонн, – замечает аналитик.

По мнению Юшкова, важно понимать, куда пойдёт этот объём с учётом санкций. Весь газ с «Арктик СПГ – 2» законтрактован акционерами, среди которых французская TotalEnergies, консорциум японских Mitsui и JOGMEC и китайские CNPC и CNOOC. Будут ли французы и японцы следовать контрактам, теперь неясно.

Если проблема со сбытом не решится, возможен запуск не на полную мощность.

Кроме того, нерешённым остаётся вопрос с логистикой.

– Для них планировали построить танкеры ледового класса на «Звезде» (Судостроительный комплекс «Роснефти». – τ.). Пока нет ни одного. Для страховки «Новатэк» заказал шесть судов у Южной Кореи. Возможно, в начале года будут сданы три из них, – продолжает Юшков.

Эксперт также обращает внимание на то, что у «Новатэка» запланированы рейсы с проводкой атомных ледоколов по Северному морскому пути в восточном направлении. Это может говорить о том, что компания учла возможную необходимость переориентации экспорта с Запада на Восток.

– На Камчатке должен заработать перевалочный комплекс. Туда СПГ будут доставлять арктические газовозы, отгружать и возвращаться за новой партией. Таким образом предполагается решить вопрос дефицита танкеров. А с Камчатки газ хотят забирать обычными газовозами. Думаю, забирать будет Китай, игнорируя санкции, как он игнорирует санкции против Венесуэлы и Ирана, – заключает Игорь Юшков.

Подробная информация о проекте, вероятнее всего, появится в ходе его торжественного запуска. Как правило, в таких мероприятиях принимает участие президент РФ Владимир Путин. Дата события пока не анонсирована.

Автор: Анна Таволга

Источник: Octagon.Media, 19.12.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики