Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Транснефть» пожаловалась президенту Дагестана на незаконные врезки

«Транснефть» пожаловалась президенту Дагестана на незаконные врезки

Из-за криминальных исчезновений нефти из трубы компания ежедневно теряет около $240 тыс.

«Транснефть», недосчитавшись в июне и июле в общей сложности 18 тыс. т нефти в трубе, по которой черное золото транспортируется из Азербайджана в порт Новороссийск, решила пожаловаться руководству Дагестана.  

Заместитель вице-президента «Транснефти» по безопасности Сергей Хардыкин 18 августа направил президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову и министру внутренних дел республики Абдурашиду Магомедову официальные письма (копии есть в распоряжении «Известий»), в которых выразил крайнюю обеспокоенность безопасностью магистральных нефтепроводов на территории Дагестана. Бороться с воровством, как утверждают в «Транснефти», мешает «недостаточно эффективная работа некоторых республиканских правоохранительных органов». 

Если верить топ-менеджеру «Транснефти», похищают нефть в Дагестане изобретательно и с размахом. Например, для врезки в нефтепровод недавно стали применять прогрессивную технологию наклонного бурения и специальные пластиковые трубы высокого давления. Это позволяет совершенно незаметно подсоединиться к трубе снизу — увидеть такую врезку нельзя даже специальными приборами. Прячут подобные отводы на глубину до 3 м.  

При этом похитители научились заменять взятую нефть водой из водопровода. В результате давление в нефтепроводе не падает и следящая за протечками автоматика воровства не замечает. Всего таким образом за лето в систему попало 5 тыс. т воды, но обнаружить место подсоединения никак не удается, говорит источник в компании. 

В июне «Транснефть» лишилась 4,5 тыс. т нефти, в июле — 13,6 тыс. т, сказано в письме президенту Дагестана. За лето было найдено и перекрыто восемь врезок, но, похоже, новые появляются быстрее, потому что объем воровства только растет. 

Сейчас каждые сутки таким образом «теряется» по 550–600 т нефти, говорит собеседник «Известий». То есть в августе компания может лишиться до 18 тыс. т черного золота — столько же, сколько за июнь и июль вместе взятые.  

Все эти объемы «Транснефть» компенсирует собственникам нефти — государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR и «Лукойлу». Баррель нефти Urals (именно эта марка получается на выходе из трубы в Новороссийске после смешения из нескольких разнородных сортов) стоил на 23 августа $106,5, значит, «исчезнувшие» в июне и июле 135,5 тыс. баррелей потянут на $14,4 млн. В августе ежесуточные потери могут дойти уже до $240 тыс. 

— Это уже промышленные масштабы «нефтедобычи». В месяц у нас воруют по пять составов (в железнодорожную цистерну вмещается 62 т, в состав — 60 цистерн. — «Известия»), — возмущается собеседник в «Транснефти». 

Из отводов, которые могут тянуться на несколько десятков километров, нефть попадает на установки по первичной перегонке («самовары» или «керосинки»). Стоят они от €300 тыс. до €800 тыс., управляться могут всего двумя операторами. На выходе получается прямогонный бензин с октановым числом от 40 до 60, но его можно увеличить присадками. Бензин продают через местные АЗС. Оставшийся после перегонки мазут по подложным документам может идти даже на экспорт. 

— Отправляют по железной дороге или на танкерах класса река-море. Заводы по переработке такого мазута есть в Польше, Китае, Турции, на Украине. Возможно, он попадает в Азербайджан и Иран, — говорит источник в «Транснефти». 

Организовать сложную схему «добычи», транспортировки, переработки и сбыта можно только хорошо организованными бандами, говорится в письмах. Но меры по их разоблачению не предпринимаются, утверждают в «Трансенфти». Зато был осужден, например, инвалид без пальцев на руках, который физически не мог бы что-то приварить или прикрутить. 

Официально в компании подтвердили факт обращения к руководству Дагестана. 

— Ситуация там сложная, незаконный отбор нефти вырос. Нас действительно волнует безнаказанность воровства, когда настоящие хозяева незаконного бизнеса уходят от ответственности, — заявил «Известиям» начальник отдела по связям с общественностью «Транснефти» Игорь Дёмин. 

Незаконные врезки в нефтепроводы существуют, но воровство за последнее время, наоборот, сильно сократилось, говорят в руководстве Дагестана. 

— Масштабы хищения нефти невелики и не составляют существенной доли теневой экономики. Сейчас проблема не входит даже в первую сотню по важности для республики. Это больше вопрос охраны собственности в самой «Транснефти». И если воровство нефти действительно возросло в августе, то эта информация до нас еще просто не дошла, — говорит источник, близкий к администрации президента Дагестана. — Что касается возможности откупиться от следствия, это проблема не только Дагестана. 

Министр лично уделяет внимание организации поиска врезок в нефтепроводы, говорят в дагестанском МВД. 

— Силами охраны компании и нашими врезки выявляются и ликвидируются. Особенно тщательно идет поиск, если врезка оказывается нераскрытой. Ведь с их помощью потенциально могут финансироваться незаконные бандформирования, — заявил пресс-секретарь МВД Дагестана Вячеслав Гасанов. 

Если бензин будет дорожать и дальше, воровства будет еще больше, считают эксперты. 

— Рост воровства связан с тремя факторами. Во-первых, увеличивается цена на топливо, соответственно, воровство становится еще более рентабельным бизнесом. Во-вторых, для борьбы с дефицитом государство резко снизило требования к топливу. Если еще недавно казалось, что низкокачественный бензин уходит в прошлое, то теперь он снова стал вроде как нормальным. И, наконец, совершенствование технологий делает воровство проще и эффективнее, — говорит руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

Кстати, цены растут не только на топливо, поэтому рост воровства сейчас наблюдается и в электросетях. В России было даже несколько попыток (пока безуспешных) врезаться в магистральные газопроводы.

Автор: Павел Арабов

Источник: Известия, 23.08.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики