Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Севморпуть может заменить нефти Суэц. Но только в будущем

Севморпуть может заменить нефти Суэц. Но только в будущем

МИД РФ предложил перенаправить корабли из Красного моря на север, но маршрут не готов принять танкеры

США с союзниками начали многонациональную военную операцию «Страж процветания» в Красном море для «обеспечения безопасности судоходства» на фоне нападений на торговые суда йеменских хуситов. Как заявил 19 декабря глава Пентагона Ллойд Остин, в операции участвуют 10 стран, включая Великобританию, Бахрейн, Канаду, Францию и Италию.

Напомним, что группировка «Ансар Аллах» из Йемена в середине ноября в связи с операцией в Газе объявила о намерении атаковать любые израильские суда в Красном море — как с флагом Израиля, так и связанные с израильскими компаниями. 19 ноября хуситы захватили судно Galaxy Leader. С тех пор атаки происходят практически каждый день, еще до начала операции в Красном море начали нести дежурство американские эсминцы USS Mason и Carney.

Из-за атак ряд крупнейших контейнерных операторов в середине декабря заявил, что временно перестанет пользоваться судоходным маршрутом через Красное море. 18 декабря к ним присоединилась международная нефтегазовая компания BP. Она решила приостановить использование маршрута через Красное море и Суэцкий канал и пускать свои танкеры в европейские порты в обход Африки.

После этого цены на нефть и газ стали расти на фоне опасений перебоев в поставках сырья через Красное море. Это неудивительно, так как на это направление приходится порядка 10% глобальных потоков морских поставок нефти.

Учитывая, что США хотят вместе с союзниками нарастить военно-морскую группировку в Красном море и даже допускают удары по территории Йемена, быстро ситуация на этом маршруте не разрешится. Значит, все большему количеству компаний придется перенаправлять свои танкеры в обход Африки, что будет увеличивать транспортное плечо и делать поставки дороже.

Впрочем, есть и еще одна альтернатива Красному морю — Северный морской путь. Как заявил РИА Новости посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов, Севморпуть может обеспечить судоходство кораблей, желающих перестроить свой маршрут из-за атак в Красном море. По его словам, Россия могла бы позволить международным компаниям пользоваться маршрутом при соблюдении требований Полярного кодекса и российского законодательства.

Тем не менее, опрошенные «СП» эксперты сходятся в том, что здесь и сейчас принять корабли с Красного моря Северный морской путь не сможет. А вот на будущее это вариант действительно перспективный.

— Представитель МИД РФ правильно делает, что пиарит Севморпуть и упоминает, что везде плавать опасно, а у нас — безопасно, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

— Главный адресат этого послания — Китай. Мы как раз пытаемся договориться с ними по «Силе Сибири-2». Нам важно доказать им, что все, что приходит с юга — опасно. Даже не из-за хуситов, а из-за американцев. Чем больше конфликт с США, тем больше рисков, что китайцам перекроют Малаккский пролив, через который проходит все, что идет в Китай из Африки и Ближнего Востока.

«СП»: Насколько реально перевести нефтяные потоки на Северный морской путь уже сейчас?

— Это нереально по нескольким причинам. Во-первых, технически он по-прежнему не является круглогодичной артерией, а работает в лучшем случае с конца апреля, а чаще с июня по октябрь.

НОВАТЭК пытался расширить коридор навигации, но пока безуспешно. Сейчас компания ведет переговоры с «Росатомом» о проводе газовозов в январе, но это только апробация и речь о нескольких танкерах.

Северному морскому пути будет сложно принять огромный поток судов, которые идут через Баб-эль-Мандебский пролив и сейчас пошли вокруг Африки. Нет круглогодичной навигации, недостаточно атомных ледоколов, а те ледоколы, которые сейчас серийно строят на Балтийском заводе, по ширине уже, чем стандартный нефтяной танкер или газовоз. Значит, нужно либо чтобы два таких ледокола шли рядом, либо чтобы суда, которые за ними следуют, имели высокую ледовую нагрузку.

В 30-х годах предполагается достроить на верфи «Звезда» ледокол «Лидер», чья ширина будет такой же, как у танкеров и газовозов. По идее, он должен оставлять после себя широкую полынью и на высокой скорости проходить любые льды. Рассматривается возможность строительства трех таких ледоколов, но это дорогое удовольствие, порядка 120 миллиардов рублей за один корабль, и бюджет явно подрастет.

Поэтому здесь и сейчас даже часть грузооборота, который перенаправили вокруг Африки, мы принять не сможем. К тому же, возникает вопрос экономики.

«СП»: Возить нефть по Севморпути будет дороже?

— Обход Африки тоже делает транспортировку более дорогой. Но если вы пойдете по Севморпути, вам придется заплатить за ледокольную проводку и оформить очень дорогую страховку. Поэтому им проще идти вокруг Африки — никакого ледового сопровождения, иди себе и иди. Для большинства грузов лишние недели в пути не критичны.

Хотя для нефти есть дополнительная проблема — более длительное время пути приводит к дефициту танкеров.

Рынок нефти перестроился из-за санкций, мы теперь поставляем сырье в Азию, а азиатские производители — в Европу, танкеров и так не хватало. А теперь нужно еще и крюк вокруг Африки наматывать. Пока эта проблема не такая массовая, не так много компаний отказались от прохода через Суэц, но если ситуация в Красном море усугубится, она станет более острой.

«СП»: То есть провоз нефти по Севморпути — это больше история на будущее?

— Да. Мы правильно делаем, что показываем, что на южном направлении постоянно возникают проблемы. То контейнеровоз Суэцкий канал перекрыл, то пираты захватывают корабли. Мы как бы говорим, что когда Запад лезет в другие страны, он провоцирует нестабильность, а она приводит к таким кризисам.

И только у нас на Северном морском пути все стабильно и хорошо. Скоро мы эту артерию доведем до ума, и если сейчас это выглядит фантастикой, то потом станет реальностью.

Вице-президент ассоциации Северного морского пути Владимир Харлов согласен с тем, что в настоящее время маршрут еще не может стать альтернативой для нефтяных танкеров, но в будущем это вполне возможно.

— Северный морской путь — очень привлекательная транспортная артерия будущего, по которой могут осуществлять свою деятельность суда с ледовым классом. Поэтому для нее нужны суда, которые могли бы преодолевать льды с помощью нашего ледокольного флота. Этот вопрос можно обсуждать. При участии нашего «Атомфлота» перенаправление части грузопотоков в перспективе по Севморпути вполне реально, хотя нужно обсуждать, какие возможности есть по сопровождению судов не ледового класса.

«СП»: Но это процесс небыстрый, можно ли это сделать прямо сейчас?

— Практическое мореплавание по Северному морскому пути — вещь непростая. Российская Федерация много работает над инфраструктурой, над безопасностью мореплавания. Никто не снимал экологические вопросы, да и политические вопросы, которые возникли в связи с последними событиями и санкциями, тоже нужно учитывать.

Кроме того, нельзя забывать об экономике. Нужно посчитать, какой маршрут будет выгодней. Во многом транспортировка по Севморпути зависит от мировых цен на нефть и СПГ. Чем они дороже, тем более эффективна будет доставка. На этой трассе далеко не самое простое и дешевое мореплавание. Но в том, что у этого пути есть перспективы, нет сомнений.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 20.12.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики