Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Розничные цены на бензин в России продолжают стабильно снижаться

Розничные цены на бензин в России продолжают стабильно снижаться

Рост стоимости дизеля составил 0,4% из-за сезонного спроса

Цены на бензин на российских АЗС продолжают снижение, незначительно выросла лишь цена на дизельное топливо, следует из данных Росстата за предыдущий месяц. По данным ведомства, бензин с 13 ноября по 11 декабря дешевел: 1 л АИ-92 – на 0,6% до 50,14 руб., АИ-95 – на 0,7% до 54,74 руб., АИ-98 – на 0,2% до 68,09 руб. С начала года по 11 декабря бензин, по данным Росстата, в среднем подорожал на 7%.

Цена дизельного топлива за предыдущий месяц выросла лишь на десятые доли процента. Литр дизтоплива на российских АЗС за предыдущий месяц (с 13 ноября по 11 декабря) подорожал на 27 коп., или на 0,4% до 64,33 руб., следует из данных Росстата. Рост цены дизеля в рознице с 1 января по 11 декабря составил 9,9%.

В последний месяц бензин дешевеет на автозаправках на фоне снижения оптовых цен на СПбМТСБ. Тот же тренд в оптовом звене фиксируется по дизтопливу. Зимний дизель с 13 ноября по 11 декабря подешевел на 1,5% до 69 531 руб. за 1 т, межсезонный – на 8,4% до 53 728 руб. за 1 т, летний – на 9,2% до 54 149 руб. за 1 т, следует из данных биржи. Цена бензина также падает на СПбМТСБ, но более заметно. АИ-92 за этот период подешевел на 17,6% до 41 964 руб. за 1 т, а АИ-95 – на 12,1% до 46 620 руб. за 1 т. В среду, 13 декабря, оптовые цены на топливо немного подросли по сравнению с понедельником: 92-й бензин торгуется по 43 065 руб. за 1 т, 95-й – по 47 550 руб. за 1 т, летний дизель – по 55 657 руб. за 1 т, межсезонный – по 55 583 руб. за 1 т. Зимнее дизтопливо за последние два дня подешевело до 67 661 руб. за 1 т.

Цены на топливо в России стабилизируются, в большей части регионов страны в мелком опте они снижаются вслед за крупным оптом, сообщала пресс-служба правительства 11 декабря по итогам совещания у вице-премьера Александра Новака. По данным Минэнерго, которые приводила пресс-служба правительства, производство зимнего дизтоплива по итогам ноября 2023 г. выросло к уровню ноября 2022 г. (динамика не приводилась). Министерство должно согласовать с нефтяниками баланс производства зимнего дизеля до конца сезона спроса, т. е. до марта 2024 г.

Цены на моторное топливо начали расти летом на фоне увеличения так называемого серого экспорта нефтепродуктов – перепродажи за рубеж бензина и дизеля, купленных на бирже. Резкий рост оптовых цен привел к ускорению роста цен в рознице, который начал заметно обгонять инфляцию. В сентябре, когда котировки достигли новых максимумов (1 т бензина торговалась на СПбМТСБ по 70 000 руб., дизеля – по 73 000 руб.), правительство ввело временный запрет на экспорт бензина и дизеля. Он вступил в силу 21 сентября, но уже 6 октября был смягчен: НПЗ разрешили трубопроводные поставки. Сейчас остаются под запретом поставки за границу только зимнего дизтоплива.

 

Также в начале октября правительство ввело заградительную пошлину на экспорт нефтепродуктов для серых экспортеров в 50 000 руб. за 1 т и повысило нормативы биржевых продаж (на 2 п. п. до 15% для бензина и на 3 п. п. до 12,5% для дизеля). Кроме того, власти решили вернуть с 1 октября полные выплаты нефтяникам по демпферу (с 1 сентября они были сокращены вдвое). После этого цены в опте, а за ними и в рознице пошли вниз.

Цена нефтепродуктов в рознице в конце сентября сократилась впервые с весны этого года («Ведомости» писали об этом 5 октября). По данным Росстата, с 25 сентября по 1 октября цена АИ-92 снизилась на 0,4% до 51,41 руб. за 1 л, АИ-95 – на 0,5% до 56,16 руб. за 1 л, а дизтоплива – на 0,1% до 64,9 руб. за 1 л.

Рост цен на дизель в рознице объясняется двумя факторами, отмечает зампредседателя правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. Во-первых, доставка нефтепродуктов по железной дороге в этом году затягивалась, поэтому некоторые компании до сих пор торгуют топливом, которое купили в сентябре по высоким ценам. Ранее представитель РЖД заявлял «Ведомостям», что все заявки на перевозку нефтепродуктов на внутреннем рынке «принимаются в приоритетном порядке» (см. номер от 16 ноября). Рост сроков доставки в РЖД объясняли простоем цистерн у грузополучателей из-за «нехватки емкостей для хранения топлива».

Во-вторых, продолжает Гусев, Росстат не разделяет данные по видам дизтоплива, а не так давно началась торговля зимним дизелем. Этот вид топлива традиционно дороже межсезонного и летнего на 2 руб. за 1 л, уточняет Гусев. В результате средняя цена дизеля по статистике оказывается выше. Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман также обращает внимание на сезонный рост цен на дизель, который ежегодно наблюдается в ноябре – январе.

В центральной и южной части России обычно используется межсезонное дизтопливо, которым можно заправлять автомобиль при температуре до -15 градусов, напоминает Гусев. Но с наступлением холодов многие водители стараются перестраховаться и закупать зимний дизель, добавляет он. Проблем с его производством, несмотря на снятие запрета на экспорт летнего дизеля и авиакеросина (составляющие зимнего дизеля), по словам Гусева, нет. Цены на топливо скоро должны пойти вниз и на заправках, прогнозирует эксперт.

С ним соглашается ведущий аналитик Фонда национальной экономической безопасности Игорь Юшков. Он добавляет, что снижение цен на бензин в рознице произошло преимущественно за счет независимых АЗС, которые только сейчас получили объемы топлива, закупленные месяц назад по более низким ценам.

«Ведомости» направили запросы в Минэнерго и ФАС.

Автор: Дарья Савенкова

Источник: Ведомости, 15.12.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики