Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > OPAL как пример сотрудничества России и ЕС

OPAL как пример сотрудничества России и ЕС

На территории Германии завершено соединение «Северного потока» и газопровода OPAL. Что это означает, помимо того что теперь первая нитка пропускной способностью 27,5 млрд кубов готова к работе?

Про «Северный поток» много сказано. Это первый поток, который соединил Россию с Европейским союзом напрямую, без участия транзитных государств. Это первый серьезный трубопроводный проект, действительно российско-европейский, ведь кроме немецких компаний в строительстве участвовали и голландцы, и французы – пять компаний из четырех государств.

Но я обращаю ваше внимание именно на соединение «Северного потока» с газопроводом OPAL. Слишком часто российские проекты воспринимают в Европе как «антибрюссельские». То есть якобы у Брюсселя есть своя энергетическая политика, у России – своя, и они друг другу противоречат. На самом деле газопровод OPAL полностью вписывается именно в современную энергетическую политику Брюсселя.

Что говорит Брюссель об актуальных задачах? Он говорит, что в Европе нужно создать единую сеть газопроводов и уже к 2015 году должно быть свободное перемещение электроэнергии и газа по европейскому рынку, а к 2020 году ни одна из стран Европейского союза не должна остаться вне единой газопроводной системы.

Исторически так получилось, что Западная Европа, почти вся, на самом деле уже сегодня имеет несколько каналов получения газа. Есть страны, которые вообще из России газ не получают, – например, Испания и Португалия. Есть такие, которые почти целиком зависят от российского газа, – к примеру, Финляндия, которая 100% газа получает из России, или Австрия, на 80% обеспечивающая себя российским углеводородом. Но даже такие крупные потребители нашего газа, как Германия, крупнейший потребитель в ЕС, имеет и другие варианты получения сырья – например, из Норвегии. И это касается многих в Европе. Главный вопрос всегда был по Восточной Европе и по странам Балтии. Прибалтика из-за советского прошлого изначально была, как они сами это назвали, на «энергетическом острове». Ясно, что их подключить к единой энергетической системе будет сложнее. Но и страны Восточной Европы тоже достаточно сильно были завязаны на поставки из Советского Союза. И понятно, почему знаменитый кризис 2009 года прежде всего ударил по странам Восточной Европы – они получали газ через Украину, и других вариантов у них не было, в отличие от Европы Западной, которая в этой истории не пострадала. Даже Австрия благодаря системе хранения газа практически не столкнулась с перебоями. Так вот, Европейский союз говорит: «Надо подключить Восточную Европу к единой системе газопроводов».

Напомню, что основными акционерами газопровода OPAL являются группа Wingas (80%) и E.ON Ruhrgas AG (20%), а Wingas – это фактически совместное предприятие «Газпрома» и Wintershall. Получается, вроде как, что проект OPAL – на 40% российский. Сегодня он соединяет «Северный поток» с газопроводной системой Чехии и дальше, соответственно, Словакии и Польши. Теперь Россия получает возможность, конечно, с учетом объемов «Северного потока», поставлять газ, минуя Украину и Белоруссию, если надо. Замыкается кольцо. Теперь и в Польшу можно газ через Германию поставлять, а не через Белоруссию. И это, повторю, полностью вписывается в логику ЕС.

Как мы знаем, Евросоюз очень много говорил на тему новой энергетической политики, о том, что нужно строить много новых газопроводов. При этом третий энергетический пакет, который был одобрен Европейским судом, как раз создает потенциальным инвесторам очевидные сложности, ведь ЕС борется с долгосрочными контрактами, а никто не будет вкладывать деньги в трубу, если не будет долгосрочных контрактов. К сожалению, труба окупается очень долго. И получается, что компании Европейского союза сами не горят желанием выполнять энергетические установки Брюсселя. И без помощи России особых успехов здесь не добиться.

Не секрет, что газопровод OPAL получил статус исключения из третьего пакета. Он получил статус transeuropean pipeline (трансъевропейского газопровода), и оператор проекта имеет возможность 75% мощности гарантированно брать под поставки через «Северный поток». Но история этим не ограничивается. Интересно, что другое ответвление от «Северного потока» – газопровод NEL до сих пор статус исключения не получил, поэтому пока неясно, удастся ли завершить его строительство к осени следующего года. Этот газопровод как раз идет на Запад и должен подсоединиться к голландской газопроводной системе. Это тоже, по большому счету, европейская задача – расширение внутренней газопроводной системы Европы. Но получается, что Европа ставит перед собой цели, которые без участия России, к сожалению для Брюсселя, пока не решаются. Это означает, что и по газопроводу NEL тоже определенные изменения будут.

Мне кажется очень важным этот момент: вроде как политика ЕС считается антироссийской, а если вдуматься, то ничего антироссийского в реальности не получается, более того – Россия в большей степени помогает Европе выполнять ее энергетические задачи.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Эксперт, 26.08.2011 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики