Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники ХМАО режут расходы из-за разворота на Восток

Нефтяники ХМАО режут расходы из-за разворота на Восток

Как югорские компании перестроили бизнес в ответ на санкции Запада в 2023 году

В прошедшем году нефтяникам ХМАО пришлось перестраивать работу из-за ухода зарубежных компаний из России и увеличения затрат на транспортировку нефти. Осложнили ситуацию и тенденции на внутреннем топливном рынке со снижением добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, а также ограничения на экспорт российской нефти и нефтепродуктов. URA.RU узнало, как югорским компаниям удалось адаптироваться к новым условиям и какие вызовы им сулит новый год.

В начале 2023 года нефтяники ХМАО столкнулись с новыми санкциями. Среди прочего свою роль сыграл запрет на поставку нефти и нефтепродуктов морским транспортом в Европу. Из-за переориентации с Запада на Восток у нефтяных компаний региона увеличились затраты на экспорт.

«В 2023 году из-за санкций нефтяные компании столкнулись с операционными сложностями в области производства и экспорта. Нефтяникам пришлось перестраивать логистические цепочки. Нефть, которая раньше шла на Запад, теперь доставляется в Индию или Китай, а дальше морем переправляется заказчику. Увеличились риски, а, соответственно, страхование перевозок и стоимость доставки „теневым“ флотом, который позволяет обойти западные санкции и „потолок“ цен на нефть», — рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

Одновременно с транспортными вопросами нефтяникам ХМАО пришлось решать проблемы с заменой оборудования из-за ухода с российского рынка западных компаний, а также искать и налаживать соглашения с новыми партнерами. Все это потребовало дополнительных незапланированных расходов.

«В 2023 году из России окончательно ушли крупные нефтесервисные компании, такие как „Шлюмберже“, „Халлибертон“, которые предлагали комплексные решения по бурению и обслуживанию нефтяных скважин. Нефтяникам ХМАО пришлось перенастраивать производственные процессы, менять оборудование на отечественное или китайское», — добавляет Юшков.

Санкции и нестабильная цена на нефть негативно повлияла на финансовое положение независимых нефтяных компаний ХМАО. Они вынуждены были находить альтернативные финансовые источники для внесения обязательных налоговых платежей. «Из-за санкций ЕС и колебания стоимости нефти на рынке у многих нефтяных компаний доходы снизились, а необходимость платить налоги в прежнем объеме осталась. Особенно это коснулось независимых недропользователей: одни приостанавливали деятельность, другие использовали ресурсы, отложенные для развития бизнеса, или продали непрофильные активы», — сообщил инсайдер из югорской нефтяной компании.

Сами нефтяники говорят, что добыча нефти подорожала на всех этапах. «Пять лет назад затраты на геологоразведку в „Сургутнефтегазе“ были на 50% ниже при тех же объемах. Стоимость материалов, услуг на работы на отдаленных месторождениях сильно возросла, и на сегодняшний день расходы предприятия по этой статье приближаются к 30 миллиардам рублей», — говорил на экономическом форуме в Ханты-Мансийске заместитель гендиректора «Сургутнефтегаза» Сергей Ананьев.

Однако нефтяники нашли способ сэкономить на проектах по добыче нефти. «Объемы добычи снизили, а затраты возросли, поэтому на месторождениях консервируют скважины. Обычно закрывают объекты с низким дебитом, но эти скважины рентабельны. Их консервируют с надеждой на то, что в будущем смогут восстановить и выйти на прежние объемы добычи», — отметил источник URA.RU в одном из крупных югорских предприятий.

Информацию о том, что объем добычи нефти в ХМАО снижается, корреспонденту агентства подтвердили и в региональном правительстве.

«В 2022 году из недр Югры добыли 223 тонны нефти. По итогам 2023 года прогнозируем добычу нефти на уровне 216 млн тонн», — рассказали URA.RU в окружном департаменте недропользования.

Среди прочего причиной сокращения добычи, по утверждению властей, стали условия соглашения ОПЕК+. «Нефтяные компании, ведущие производственную деятельность в Югре, работают с учетом договоренностей ОПЕК+ по сокращению добычи нефти не первый год. С 1 марта 2023 года правительством Российской Федерации принято обязательство по дополнительному сокращению добычи нефти на 500 тысяч баррель в сутки. При этом предприятиями накоплен значительный опыт работы, в том числе и в условиях низких цен на „черное золото“», — уточнили в правительстве ХМАО.

Остаться на плаву нефтяным компаниям, по мнению экспертов URA.RU, в условиях турбулентности на рынке нефтепродуктов может помочь оптимизация всех этапов производства и экспорта продукции. «Основная задача западных санкций — повышать издержки российских нефтяных компаний: чтобы они продолжали экспортировать много нефти, но при этом мало зарабатывали. Задача наших нефтяников — снизить эти издержки: оптимизировать перевозку, трэйдинг, расчеты, упростить конвертацию разных валют», — подчеркнул Юшков.

В сложный период помочь нефтяникам намерено югорское правительство. По мнению властей, во многом снизить технологическую зависимость нефтяных компаний от импорта сможет развитие отечественных предприятий — нефтесервисных компаний, производителей нефтяного оборудования. «Правительство Югры участвует в работе координационного совета по импортозамещению нефтегазового оборудования, созданного при комиссии под председательством заместителя председателя правительства Александра Новака и министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. В 2024 году регион продолжит формирование „тепловой карты“ технологических дефицитов и инновационных предложений для нефтегазового комплекса, с учетом опыта работающих в автономном округе компаний», — сообщили URA.RU в окружном правительстве.

«В части налогового стимулирования правительство Югры проводит системную работу, предлагая нефтяным компаниям расширение специального налогового режима (НДД), в которые вошли и участки трудноизвлекаемой нефти», — отметили в окружном правительстве.

Другим эффективным механизмом поддержки нефтяной отрасли в регионе должны стать новые производственные площадки с привлекательными условиями для развития компаний. Они позволят производить оборудование и технологии для добычи нефти и газа. А резиденты подобных кластеров смогут рассчитывать на финансовую помощь и налоговые льготы. Кроме существующих подобных площадок, в Югре создается территория особой экономической зоны в Нягани и инновационный научно-технологический центр «ЮНИТИ парк» в Сургуте.

Несмотря на снижение добычи в прошедшем году, нефтяники выполнили свои социальные обязательства перед регионом. Югорские города получили от нефтяных компаний порядка 10 млрд рублей. «В настоящее время идет формирование соглашений о сотрудничестве между правительством Югры и работающими в ХМАО нефтегазовыми компаниями на 2024 год», — сообщили в департаменте внутренней политики ХМАО.

В 2024 году власти ХМАО прогнозируют рост добычи до 222 миллионов тонн нефти

Власти с оптимизмом смотрят в будущее, прогнозируя в следующем году рост добычи до 222 млн тонн нефти. И несмотря на снижение добычи в прошедшем году, нефтяники выполнили свои социальные обязательства перед регионом. Югорские города получили от нефтяников порядка 10 млрд рублей. «В настоящее время идет формирование соглашений о сотрудничестве между правительством Югры и работающими в ХМАО нефтегазовыми компаниями на 2024 год», — сообщили в департаменте внутренней политики ХМАО.

Автор: Светлана Овчинникова

Источник: URA.RU, 09.01.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики