Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Танкеры зашли в санкционные воды

Танкеры зашли в санкционные воды

Как отразятся новые ограничения США на экспорте российской нефти

США ввели санкции против танкеров, которые перевозили российскую нефть. В новый черный список попали 17 морских судов под флагами Либерии и судоходная компания из Объединенных Арабских Эмиратов. Это очередные ограничения против флота перевозчиков сырья из России, которые уже привели к увеличению скидок на отечественную нефть. США и другие страны G7 ужесточили контроль ценового потолка Urals в декабре 2023-го, после того как дисконты российской марки к эталонной достигли минимума за два года.

Давление Запада на поставки нефти будет только расти, из-за чего скидки на нее увеличатся еще сильнее, не исключает эксперт по энергетике, старший научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович: «Основное следствие американских санкций — это увеличение дисконтов на российскую нефть.Введенные ограничения, очевидно, не способны каким-то образом полностью уничтожить или убить нефтяную отрасль, да и такой задачи не ставится. Но вот с точки зрения дисконтов они будут иметь эффект.

Что делают американцы? Они либо напрямую бьют по каким-то компаниям, которые занимаются организацией судоходства, либо по трейдерам, либо по страховщикам, либо запугивают их, чтобы игроки рынка требовали от российских партнеров дополнительные премии за риск. А они как раз и выражаются в увеличенном дисконте.

С другой стороны, можно сказать, что стакан наполовину полон, и эти дисконты все равно меньше, чем были, скажем, в 2022 году, когда они доходили до $30. Сейчас в худшем случае можно говорить где-то про $18. Но при этом новые меры полностью торговлю не нарушат.

Я думаю, что администрирование санкций входит в ручной режим. Если брать лето-начало осени 2023-го, то размер скидки снижался, она составляла меньше $10, и западная пресса была полна сообщений, что потолок цен не работает. Затем ситуация поменялась, потому что изменился общий контекст: в мире в принципе нефть начала дешеветь, снизились опасения относительно ее дефицита.

То есть, если летом американцы банально закрывали глаза на обход санкций, на то, как российские трейдеры или греки их нарушают, работая с сырьем по цене выше $60 за баррель, то потом они увидели, что нефти в мире достаточно, пошел рост добычи за пределами ОПЕК+. В этой ситуации в США решили, что можно ужесточать линию поведения, и мы столкнулись с тем, что цены на российскую нефть снова снизились».

Доходы России от экспорта нефти в декабре упали до минимума за полгода, до 14,5 млрд руб., сообщили в Международном энергетическом агентстве. При этом сами поставки были на наиболее высоком уровне с марта. Эксперты связали это с ростом скидок на российскую Urals и снижением цен на эталонные марки.

Что может исправить ситуацию и развернуть тренд на увеличение дисконта сырья из России? “Ъ FM” обсудил это с независимым экспертом по энергетике Дмитрием Лютягиным: «Можно создавать свой собственный флот, что Москва и делает. Думаю, что он просто сейчас недостаточен.

Второй инструмент: мы можем, например, увеличивать объемы поставки в совсем дружественные страны, такие как Китай, который способен в достаточно большом объеме потреблять российскую нефть и перерабатывать ее с последующей отправкой в иные регионы. Естественно, за это потребуется соответствующая комиссия, которую Пекин может брать.

Вместе с тем для Запада это тоже означает достаточно существенные усилия для того, чтобы осуществлять соответствующий контроль.

Надо просто понять, где возникает этот баланс, когда США перестанут, грубо говоря, так сильно давить в части именно контроля за исполнением этого ценового потолка».

Тем временем в министерстве нефти Индии заявили, что российские танкеры сталкиваются с проблемами при выгрузке нефти из-за ужесточения санкций. В частности, ограничения затронули поставки сырья сорта Sokol с проекта «Сахалин-1», и около десятка загруженных судов простаивают в море, ожидая разгрузки.

Автор: Даниил Бабкин

Источник: Коммерсантъ FM, 19.01.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики