Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьба нефтяных цен в руках Ирана

Судьба нефтяных цен в руках Ирана

Мировая логистика меняет маршруты — насколько это критично?

Мировые нефтяные рынки справятся с перебоями в работе на Красном море в краткосрочной перспективе, однако продолжительные нападения хуситов на суда приведут к нехватке танкеров из-за более длительных рейсов и задержки поставок. Такое мнение в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе агентству Reuters высказал генеральный директор саудовского нефтяного гиганта Aramco Амин Насер.

Как отмечается в статье, нападения хуситов на суда в Красном море вынудили многие компании перенаправлять грузы в обход Африки. Суда останавливаются или отклоняются от маршрута, ведущего к Суэцкому каналу — самому быстрому пути из Азии в Европу, по которому проходит около 12% мировых перевозок. Альтернативный маршрут вокруг Африки увеличивает время в пути на 10−14 дней.

По прогнозам Нассера, в 2024 году спрос на нефть составит 104 млн баррелей в сутки, что означает рост примерно на 1,5 млн баррелей в сутки. В 2023 году рост составил 2,6 млн баррелей в сутки. Рост спроса в сочетании с низкими запасами будет способствовать дальнейшему ужесточению ситуации на рынке, добавил он.

Впрочем, проблемы касаются не только танкеров. Стоимость перевозки одного контейнера из Китая в Европу в обход Красного моря выросла с 1000 до более 4000 долларов, утверждает советник по вопросам морского судоходства нидерландской бизнес-ассоциации по торговле и логистике Evofenedex Каспера Рураде. По его словам, растут цены также на дополнительные расходы и страхование контейнеровозов.

«Если до кризиса страхование составляло 0,8% от стоимости морского судна, то теперь это почти 1%. Таким образом, если стоимость судна оценивается в 100 миллионов долларов, то 1% от этой суммы — то есть цена страховки — это 1 миллион долларов. И это гораздо больше, чем платили раньше», — отметил он.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович пока не видит критичного роста цен на энергоносители из-за проблем с логистикой.

— Когда начались атаки хуситов, то нефть сразу немного выросла в цене — доллара на четыре, но масштабного роста цен пока не наблюдаем. Это связано с тем, что игроки на рынке пока не очень верят в масштабную эскалацию.

Одно дело, если в войну вступит Иран — очень серьезный военный игрок в регионе, который может перекрыть не только Красное море, но и Ормузский пролив, то есть выход из персидского залива в Индийский океан, что гораздо важнее. Но пока видно, что все основные силы пытаются предотвратить большую войну. Пользуясь выражением Высоцкого, «настоящих буйных мало», потому что слишком высоки риски.

В Америке начинаются выборы — и вдруг вырастут цены на нефть, нефтепродукты, проблемы по поводу Украины, Израиля, если еще и Иран, а если еще и Китай с Тайванем… Это перегрузка.

Ирану самому втягиваться, конечно, можно — но опасно. Арабские правительства также предпочитают более спокойную жизнь.

Если эскалации нет, то и ценам на нефть особо расти нечего, иначе мы увидели бы цены гораздо выше.

«СП»: Насколько на цены влияет обход Африки?

— Логистика немного дорожает. Для разных танкеров — с газом, с нефтью — по-разному. Это, конечно, напрягает немножко покупателей, которым приходится платить чуть больше, но не фундаментально — на 4 доллара, это не на 30−40.

Заключение простое: все будет зависеть от уровня эскалации и конкретно — от уровня вовлечения Ирана в военные события.

«СП»: Что с поставками и спросом? Все-таки на полторы-две недели идет задержка поставок. Заводы нефтеперерабатывающие обеспечены сырьем? Проблемы с, например, бензином возможны?

— Пока я не видел новостей, чтобы был значительный рост цен на нефтепродукты, скажем, в Европе. Заводы, как правило, имеют какие-то запасы, они не совсем с колес работают.

В сфере массовых потребительских товаров, которые контейнеровозами доставляются, есть правило, по которому товары завозятся к определенному моменту — система «точно-в-срок» (Just-In-Time), например, новогодние игрушки, чтобы они на складе или где-то еще не лежали. С такими товарами задержки действительно есть, и они стали расти в цене, хотя рост не выше 20%.

Некоторые заводы, делающие промышленные товары, как, например, Tesla в Германии, останавливаются, потому что рассчитывали на подвоз в том количестве, которое сразу можно использовать. Никто не хочет платить за склады, в этом и была одна из идей глобализации — оперативно делиться тем, кто и что производит, никто не хранит, не тратится на это. Потом выяснилось, что из-за политических противоречий между странами это не всегда работает.

Мир уже переживал что-то подобное. После 6-дневной войны 1967 года между Израилем и Арабской коалицией тоже был закрыт Суэцкий канал, причем полностью. И тем не менее торговля выжила. Сейчас он работает, только часть владельцев перенаправили свои суда. Те, которые возят российские нефть и газ, гораздо спокойнее в отношении этой ситуации. В целом Россия может через Иран договориться с хуситами, чтобы по танкерам, которые везут что-то российское, не попадало.

Со времен шестидневной войны технологии усовершенствовались, суда, идущие вокруг мыса Доброй надежды, стали более энергетически эффективными и т. д.

Может, через несколько недель выяснится, что кто-то слишком рассчитывал на поставки Just-In-Time, но пока я этого не вижу. Все будет зависеть от степени интенсификации конфликта.

«СП»: На рынке СПГ как ситуация обстоит?

— Я слышал, что катарская компания перенаправила поставки СПГ вокруг Африки. Это означает плюс процентов 10−15, которые можно в стоимость перевозки включить. Новостей про заметный рост стоимость газа нет.

У нас два основных рынка газа — Европа и Азия. В Азию пока можно вести по обычной схеме. В Европу приходится перенаправлять, тому же Катару, но он не единственный поставщик Европы. Есть еще американцы и другие поставщики, да и мы на этом зарабатываем.

Автор: Ирина Гусева

Источник: Свободная пресса, 19.01.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики