Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Зима на газовых рынках» закончилась. Что дальше?

«Зима на газовых рынках» закончилась. Что дальше?

Газа хватит на пять «Сил Сибири», только девать все это богатство некуда

Холода в Европе, а также обострение палестино-израильского конфликта в октябре прошлого года и вызванные им проблемы с международными поставками через Красное море вкупе с атаками хуситов не привели к росту цен на сжиженный природный газ в пределах Старого Света. Напротив, 17 января они упали до минимума за последние пять месяцев.

К такому выводу приходит, в частности, агентство Bloomberg, уточняя, что по сравнению с пиком 2022 г. цены на газ вообще снизились на 60%.

В числе основных факторов, способствующих этому явлению, аналитики агентства называют рекордные запасы газа в подземных хранилищах Старого Света, инвестиции в развитие возобновляемых источников энергии, а также падение темпов экономического роста, что ограничивает спрос на энергию в крупных промышленных государствах.

Европейские газовые трейдеры на этом фоне начали поговаривать, что «зима на газовых рынках» наконец-то закончилась. 

«Это вторая зима, которую Европа проводит без российского газа. Тот факт, что сейчас существует прецедент — зима 2022−2023 годов, которая прошла без каких-либо проблем, — помогает успокоить нервы трейдеров», — отмечает глава отдела европейских исследований нефти и газа HSBC Holdings Ким Фустье.

Насколько обоснованы такие радужные настроения в Евросоюзе?

— Действительно, цены снизились потому, что Европе, во-первых, повезло с зимним сезоном 2022/2023, — полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Во многих странах температура не опускалась тогда ниже нуля, так что не пришлось тратить его в больших количествах на отопление домов. А это главная статья расхода СПГ в Европе, даже на генерацию энергии в промышленности требуется меньше.

Во-вторых, в Евросоюзе за 2022 год потребление газа очень сильно упало, примерно на 60−90 млрд кубометров, при сохраняющихся объемах предложения. Благодаря этому цены на газ стабилизировались на отметке 300−400 долларов за тысячу кубометров.

В-третьих, свою роль сыграло и отсутствие особого роста спроса на газ в Азии. Китайская экономика все же не продемонстрировала взрывного роста после окончательной отмены коронавирусных ограничений в 2023 году. Европейцам, соответственно, не пришлось платить за газ больше, чтобы перекупить объемы.

В-четвертых, не стоит забывать о по-настоящему аномально высокой базе 2022 года, когда биржевые цены доходили до отметок выше 3000 долларов за тысячу кубов. В сравнении с этим периодом цены и впрямь упали очень сильно, хотя на самом деле, если сравнивать с допандемийным 2018 годом, ничего такого уж сверхъестественного не произошло.

«СП»: Что дальше будет с газовыми ценами в Европе? «Старушка» продолжит, фигурально выражаясь, «легко отскакивать» безо всяких рисков?

— Дальше европейским потребителям, я полагаю, станет еще легче дышать. Во-первых, многие европейские производства перебираются в США, так что цены в районе 300−400 долларов за тысячу кубов вполне могут продержаться до 2026 года.

А дальше начнут активно вводить в строй новые заводы по сжижению газа в США, Катаре и Австралии. Так что европейским потребителям будет куда легче.

Что касается войны в Красном море, то, например, Катар уже заявил, что будет просчитывать альтернативные маршруты. Весь вопрос в том, какими они будут — все-таки вокруг Африки в Европу или же просто на азиатский рынок. Для европейцев второй вариант представляет существенный риск.

— Еще один фактор риска — курс Евросоюза на «зеленую энергетику», — считает политолог Алексей Анпилогов. — Как бы то ни было, он на самом деле подразумевает увеличение потребления газа. Во-первых, именно газ при зеленом переходе неминуемо будет замещать выпадающие мощности атомных электростанций, например, в Германии. А, во-вторых, без резервной газовой же генерации энергии при переходе на альтернативные источники не обойтись, потому что те же ветряки и солнечные батареи зависят от погодных условий, а они не всегда идеальные.

Поэтому я лично думаю, что Европа вскоре все же столкнется с проблемами в поисках источников газа, и он будет неизбежно дорожать, просто в силу того, что природного газа как такового в Европе становится все меньше.

Газовые месторождения Северного моря себя фактически исчерпали. Та же Норвегия, например, и рада бы воспользоваться уходом России с европейского рынка, да физически уже не способна прыгнуть со своих нынешних 110−115 млрд кубов газовой добычи до хотя бы 200 млрд. Так что цены, полагаю, все же будут двигаться вверх.

А что же Россия?

— России, на мой взгляд, стоит все же побороться за европейский рынок, — считает Игорь Юшков. — Да, мы поставляем сейчас в Европу в разы меньше газа, чем раньше. Да, американцы вполне могут по окончании нынешнего отопительного сезона в Европе в очередной раз попытаться совсем выдавить нас с рынка Старого Света.

Например, попросту запретив украинскому «Нафтогазу» продлевать долгосрочные контракты с «Газпромом» и заключать с ним какие-либо новые, даже краткосрочные. Или заставить других своих сателлитов ввести откровенно запретительные пошлины на поставки нашего газа по «Турецкому потоку», как это было недавно с Болгарией. Но зачем же просто так, без боя, отдавать американцам такой рынок сбыта? Это все-таки, как ни крути, доходы в наш бюджет.

«СП»: То есть полноценный «разворот на Восток», выходит, у нас все-таки не получился?

— По газу — увы, нет. Его очень сложно транспортировать, в отличие от нефти или угля. Да, у нас есть заводы по сжижению, но они все уже законтрактованы, да и под санкциями. Трубу новую куда-то тянуть? Но куда? Сначала же нужно какой-то долгосрочный контракт заключить, чтобы была гарантированная прибыль, и только после этого трубопровод строить.

У нас есть проект «Сила Сибири 2», это определенный «разворот на Восток», но контракт-то соответствующий с Китаем еще заключить надо. Если бы мы продолжали гнать по 160 млрд кубов в Европу, то могли бы позволить еще как минимум две таких «Силы Сибири». Но сокращение поставок в Европу означает и сокращение нашей добычи. Газа-то у нас в избытке, только девать его прямо сейчас особо и некуда.

— Однако не стоит забывать, что наш госбюджет исторически ориентирован не на газ, а на нефть, а с нефтью мы проблем не испытываем, — рассуждает Алексей Анпилогов. — К тому же мне видятся неплохие перспективы все же переориентировать наш «газовый трафик» на другие рынки. В частности, в Средней и Центральной Азии, через Монголию выйдя с трубой на очень емкие рынки Индии и Китая. Соответственно, объем поставок на восточные рынки неизбежно увеличится.

Да, «Газпром», российский монополист, при этом определенно что-то потеряет, и это отразится на внутреннем рынке. Ведь та же газификация России осуществлялась до настоящего времени довольно ударными темпами именно благодаря тому, что валютная выручка от газовых поставок на европейский рынок шла на покрытие соответствующих расходов. Но ряд проектов «Газпрома» все-таки ляжет в долгий ящик, и темпы газификации страны будут уже не такими, как раньше.

Автор: Андрей Захарченко

Источник: Свободная пресса, 22.01.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики