Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Последний аргумент» Киева (аудио)

«Последний аргумент» Киева (аудио)

Блеф в глазах

Видимо, тщетно израсходовав все имевшиеся у себя козыри в газовой игре с Москвой, Киев решил блефовать. Двадцать девятого августа в комментарии украинскому еженедельнику премьер Николай Азаров заявил о том, что его правительство может инициировать судебные разбирательства с Россией, чтобы разорвать газовые контракты.

«Вы загоняете нас в угол, из которого у нас всего один выход — разрыв контракта», — цитирует его издание, уточняя, что, по его словам, именно это он сказал российскому премьеру на последних переговорах. Азаров рассказал, что официальный Киев уже провел соответствующие консультации с украинскими и международными экспертами относительно своих перспектив в судебной тяжбе с Москвой и готов начать процесс.

Украина добивается пересмотра формулы цены на газ, заложенной в долгосрочном соглашении, считая ее несправедливой. Россия заявляет, что ее удовлетворяет действующий контракт, однако она готова обсуждать варианты. В их числе полноценное вступление Украины в Таможенный союз либо так называемый «белорусский вариант». Это понижающий коэффициент с поправкой на интеграцию.

С Минском, напомним, Москва сошлась на приобретении «Газпромом» полного пакета акций «Белтрансгаза». На Украине есть свой «Нафтогаз». Поэтому аналогия очевидна. Однако Азаров своим интервью дает понять, что Киев намерен идти иным путем. На разрыв. Пока контракта. Еще не отношений.

В принципе, суд в нашей газовой истории — это не новое слово. Но одно дело, когда Киев судит у себя за соглашения Юлию Тимошенко. И совсем другой процесс, когда он подаст иск в международную инстанцию против России. Может быть, здесь еще не знают, но не все суды одинаково послушны.

Москва, кстати, к этому вызову отнеслась спокойно. Обратила внимание. Но не более того. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков лишь еще раз отметил, что Украина должна выполнять условия контракта так, как это делает Россия. То есть добросовестно.

Все указывает на то, что Киев просто решил взять партнера на испуг. Но он вряд ли отважится пуститься в процесс именно сейчас. Во-первых, для начала надо довести до вердикта дело Юлии Тимошенко, чтобы, по крайней мере, был создан местный юридический прецедент, на основании которого можно требовать справедливости и от импортного правосудия.

Во-вторых, международный судебный процесс с Россией — это дело долгоиграющее. А Киеву нужен оперативный эффект. Ведь впереди отопительный сезон. Между прочим с запрограммированным повышением цены на газ. Запрограммированным, но отнюдь не обязательным. И вряд ли в интересах Украины судом провоцировать Москву.

Наверное, судебный процесс по газовым контрактам — это не самый плохой вариант. По крайней мере, цивилизованный. Но Киев пока предпочитает угрозы действию. Это, видимо, потому, что сам Азаров едва ли может быть безусловно уверен в том, что его позицию поддержит и международная Фемида, и международная общественность. Все-таки в Европе еще не забыли, что бывает зимой, если «заморозки» наступают в отношениях России и Украины.

Ко всему прочему суд — это, конечно, аргумент. Но аргумент последний. Если Киев и его проиграет, то рассчитывать ему уже будет не на что. А так хотя бы сохраняется иллюзия. И возможность блефовать.

Тему продолжит генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Шейнкман: Киев устами премьера Азарова вновь грозит Москве судом по газовым контрактам. А как вы считаете, Украина отважиться на этот процесс? И почему она не делает этого до сих пор, а только угрожает?

Симонов: Она не делает этого, потому что прекрасно понимает, что никаких шансов в Стокгольмском арбитраже пересмотреть газовый контракт нет. Дело в том, что Стокгольмский арбитраж сильно отличается от суда города Киева, где сейчас идет суд по делу Тимошенко.

И я думаю, что все-таки основная ставка будет сделана именно на оспаривание этого контракта через Киевский суд, потому что гораздо проще добиться того, чтобы суд признал Тимошенко не имевшей полномочий на подписание этих бумаг.

Если же идти в Стокгольм, то все-таки нужно понимать, что там действительно люди будут внимательно читать условия договора, а также будут внимательно смотреть на то, какие есть основания, для того чтобы в этот арбитраж пойти. Обычно украинская сторона указывает, что в контракте зафиксирована возможность его пересмотра в случае серьезных изменений в рыночных условиях. Обращение в Стокгольмский арбитраж действительно предусмотрено пунктом 8.3 данного договора, где Арбитраж Торговой палаты Стокгольма признан основным институтом, регулирующим споры.

Но давайте посмотрим на то, что же с этим договором происходило. Действительно, если бы Россия никаких уступок Украине не делала, тогда, наверное, можно было пойти в арбитраж и сказать: «Ребята, рыночные условия изменились с тех пор. Мы считаем, что это веское основание, для того чтобы пересмотреть контракт». Напомню, что, во-первых, Россия пошла на так называемую харьковскую скидку. Это фактически 100 долларов от цены газа.

И напомню, когда европейские компании шли в суд, апеллируя к изменившимся рыночным условиям, они просили у «Газпрома» уступки, и после этого, когда Газпром, например, отказывался это делать, они начинали готовить материалы для Стокгольмского арбитража. После чего удавалось договариваться с «Газпромом», и он шел на определенные уступки.

Причем это было не снижение цены, это было некое изменение формулы, включавшее привязку 20–25 процентов стоимости к стоимости на… рынке. Но «Газпром» уже сделал скидку Украине, то есть после подписания контракта Украина уже получила стодолларовую скидку, о чем не надо забывать.

Тут это все элемент шантажа, так же как и сокращение якобы закупок российского газа, так же как сланцевый газ, так же как четыре новых блока атомных станций. На Украине очень широкий спектр этих орудий шантажа. Но самым реальным, на мой взгляд, сегодня является, конечно, не Стокгольмский арбитраж, а простое решение Киевского суда признать Тимошенко не имевшей полномочий. А обращение в Стокгольмский арбитраж — это уже такая приправа.

Автор: Михаил Шейнкман

Источник: Голос России, 30.08.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики