Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть устала от геополитических рисков: цены вяло реагируют на удары США по Йемену

Нефть устала от геополитических рисков: цены вяло реагируют на удары США по Йемену

Угроза эскалации конфликта на Ближнем Востоке подтолкнула цены на нефть, но рост едва превысил 2%. Эксперты полагают, что мировой рынок устал от геополитических рисков и отреагирует на реальный сбой поставок. Кроме того, рынок нефти уже другой и кризис начнется, если в конфликт вступит Иран, полагают аналитики.

Ночные удары США и Великобритании по йеменским объектам хуситов, которые атакуют суда в Красном море, привели к росту мировых цен на нефть, но к незначительному. Котировки эталонного сорта североморской Brent выросли к 11.30 по московскому времени на 2,5% и находятся в районе $ 79,3 за баррель. Рост составил около двух долларов. Североамериканская WTI подорожала до $ 73,8.

Операция Израиля в секторе Газа привела к атакам хуситов по судам в районе Баб-эль-Мандебского пролива в Красном море, которые продолжаются уже несколько месяцев. Однако ни атаки, которые отбивает флот коалиции во главе с США, ни ночные удары по Йемену пока не смогли взорвать нефтяной рынок.

Отчасти это объясняется тем, что основные потоки сырья через Красное море продолжаются. Например, танкеры с российской нефтью для Азии не меняют маршрут, как и катарский СПГ, который идет в Европу.

По данным АИС судов, сегодня утром изменил маршрут после авиаударов по Йемену только один танкер. Stolt Zulu с грузом нефтепродуктов до 25 тыс. тонн шел в Сингапур из Греции через Красное море. Однако ночью взял обратный курс.

«Рынки серьезно недооценивают геополитические риски поставок, так как устали от них, — сказал Bloomberg аналитик MST Marquee Саул Кавоник. — Рынки игнорируют геополитические риски до тех пор, пока не появятся явные признаки того, что предложение действительно пострадало».

Отчасти такая ситуация может быть связана и с тем, что конфликт не перешел в сам Персидский залив, который зависит от Ормузского пролива. Кроме того, по сравнению с кризисами прошлых десятилетий серьезно изменился сам рынок нефти.

Так, например, основные объемы саудовской нефти для Европы поставляются по нефтепроводу на северо-запад страны, где и грузятся на побережье Красного моря в танкеры для доставки к нефтепроводу в Египте. Поэтому сырье не проходит ни через Ормузский, ни Баб-эль-Мандебский проливы. Более того, США стали крупнейшим производителем нефти в мире, а наращивающие добычу Канада, Гайана и Бразилия также находятся далеко от Ближнего Востока и не зависят от нынешнего конфликта. Показательными могут быть и финансовые инструменты, которые стали привычными на рынке нефти и газа. К примеру, своп, когда поставщики могут обмениваться доставкой грузов потребителям с другими производителями в самых разных частях мира, чтобы снизить риски или затраты на транспортировку.

«Сам Йемен не представляет собой потенциала опасности. Насколько могли хуситы бить по судам, настолько и били. Причем делали это избирательно. И больше речь шла о контейнеровозах, которые и пошли в обход вокруг Африки», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Он отмечает, что главный потенциал опасности, в том числе для нефтяного рынка, сосредоточен в Иране.

«Все опасаются реакции Ирана, что увеличивает конфликтность на Ближнем Востоке и подталкивает цены на нефть вверх», — эксперт замечает, что Иран, захвативший вчера танкер, с которого США ранее конфисковали его нефть, может пойти по пути хуситов и в результате втянется в конфликт непосредственно.

«Остановка только поставок иранской нефти может привести к росту цен до 100 долларов за баррель. Но самое страшное начнется, если будет прямое столкновение Ирана и западной коалиции. Тогда мы увидим перекрытие Ормузского пролива, о чем Тегеран неоднократно предупреждал. Несколько затопленных судов могут остановить весь экспорт нефти из Кувейта, ОАЭ, Ирака и 70% поставок Саудовской Аравии. Прекратится и отгрузка СПГ из Катара, который занимает третье место в мире по производству сжиженного газа. Вот тогда мы и увидим новый энергокризис: и нефть выше 150 долларов, и газ дороже тысячи долларов, — считает Игорь Юшков. — Не факт, что это произойдет, но может».

Источник: EADaily, 12.01.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики