Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем России грозят проблемы судоходства в Красном море

Чем России грозят проблемы судоходства в Красном море

Запад напрасно питает иллюзии о ссоре России и Саудовской Аравии

Судоходство в Красном море сокращается из-за страха попасть под удары хуситов. Дорожают фрахтование судов и страховка. Что будет, если судам, которые перевозят российскую нефть, тоже придется отказаться от прямого маршрута в Красном море и пойти в обход Африки через мыс Доброй Надежды? И почему Саудовская Аравия не будет выдавливать российскую нефть в Азии?

Из-за нападений хуситов на контейнеровозы судоходство в Красном море сокращается. С середины января количество танкеров в Суэцком канале сократилось более чем наполовину, сообщают западные аналитики. Издержки растут: фрахтовые ставки выросли на треть с середины декабря, а страховая премия выросла примерно до 1% от страховой стоимости.

Сообщается, что ставка для судов типа Aframax, которые могут перевозить до 700 тыс. баррелей сырой нефти, увеличилась в два раза – до 80 тыс. долларов в день, а для судов Suezmax – до 70 тыс. долларов в день.

Все больше компаний выбирают альтернативные маршруты доставки грузов, в том числе нефти – вокруг Африки через мыс Доброй Надежды, который удлиняет путь на целых две недели.

Западные эксперты уверяют, что эта проблема может затронуть также и Россию. Если судам, которые перевозят российскую нефть, тоже придется отказаться от Суэцкого канала и поменять этот прямой маршрут на окружной, то наши издержки вырастут. Тогда российская нефть для Индии и Китая станет дороже, к тому же будет приходить позже.

Все это может предоставить Саудовской Аравии новые возможности – их танкеры не обязательно должны проходить через Суэц. Увеличение продаж в Азию укрепило бы финансы страны, которая взяла на себя большую долю сокращений в рамках сделки ОПЕК+, пишет Reuters.

Однако пока ситуация не так критична, и в ссору России с Саудовской Аравией верится с трудом. «Россия вообще не меняла логистику. Суда с нашей нефтью по-прежнему идут через Красное море мимо Йемена, и мы, скорее всего, будем последними, кто уйдет из Суэцкого канала. Россия явно попытается договориться, что Иран согласовывал проход российских танкеров через Суэцкий канал и Красное море», – говорит Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ).

В целом, по его словам, через Суэцкий канал по-прежнему продолжают идти большие потоки судов, их не стало намного меньше, чем было до атаки хуситов. Сменили маршрут и ушли вокруг Африки далеко не все суда. Об изменении маршрута сообщала крупнейшая компания, которая занимается контейнерными перевозками – Maersk, так как это европейская компания, а также нефтяные гиганты BP и Shell. Хуситов боятся западные суда. Однако многие суда, в том числе перевозящие российскую нефть, зарегистрированы в Азии.

Россия выгодно сохранить прежнюю логистику. «России изменить маршрут сложнее, чем многим другим перевозчикам. Потому что сейчас и так есть дефицит свободных танкеров, в прошлые два года логистика наших поставок и так удлинилась: раньше мы поставляли нефть на европейский рынок, а теперь – на азиатский. Если мы пойдем через Африку, то маршрут снова удлинится, и танкеров снова нужно будет больше. А купить танкеры и пополнить теневой флот на десятки судов будет затруднительно», – считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

В целом России, конечно, выгодно, если все другие производители нефти вынуждены будут направить свои суда вокруг Африки через мыс Доброй Надежды, а сама Россия сохранит за собой более короткий прежний маршрут через Суэцкий канал и Красное море, считает Юшков. Потому что у всех других компаний подорожает логистика, эти издержки будут заложены в стоимость нефти, которая подрастет. Тогда как у России расходы на транспорт останутся прежними, но продать нефть можно будет дороже.

Что касается Саудовской Аравии, то у России с ней намного больше точек соприкосновения, чем расхождений. Поэтому ставка Запада на ссору между двумя странами из-за всей ситуации с судоходством в Красном море преждевременна.

«Я не вижу какого-то серьезного снижения поставок российской нефти в Индию и Китай. Тем более, что Россия сама снижает объемы производства и экспорта, в том числе в рамках новых обязательств по соглашению с ОПЕК+. При этом Россия по-прежнему является крупнейшим поставщиком и для Индии, и для Китая. Поэтому говорить, что мы ушли с этих рынков или кто-то нас подвинул, не стоит», – считает эксперт ФНЭБ.

Проблем с реализацией российской нефти не наблюдается, и непонятно, зачем Саудовской Аравии выдавливать Россию с азиатского рынка. В предыдущие два года мы поменялись рынками: саудиты получили европейский рынок, откуда ушла Россия. При этом Саудовская Аравия по-прежнему представлена в Азии, где теперь сильным игроком стала Россия. Конкурировать и выбивать друг другу почву из-под ног не имеет экономического смысла.

«Не вижу условий, при которых Россия и Саудовская Аравия будут биться за азиатские рынки», – говорит Юшков. Чтобы вытеснить российскую нефть с азиатских рынков, саудитам надо будет предложить такую же цену, как предлагает Россия. «Однако Саудовской Аравии выгоднее пустить нефть в Европу даже вокруг Африки, чем давать такую же скидку в 10 долларов с барреля, которую дает Россия Индии и Китаю. Даже если Саудовская Аравия даст эту скидку, то России все равно деваться будет некуда, мы же не можем поставить эту нефть в Европу. Это значит, что нам придется давать еще большую скидку азиатским покупателям. Зачем Саудовской Аравии конкурировать с нами в размере скидки ради того, чтобы поставить нефть в Китай и Индию, если у них есть европейский рынок сбыта», – рассуждает собеседник.

«Еще один момент: если Саудовская Аравия и Россия будут поставлять нефть в Азию, то кто будет поставлять нефть в Европу? Тогда возникнет дефицит нефти в Европе, цена вырастет, и европейцы заманят к себе высокой ценой нероссийскую нефть», – добавляет Юшков. Соответственно, предпосылок нет.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 24.01.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики