Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская нефть встроилась в азербайджанский экспорт

Российская нефть встроилась в азербайджанский экспорт

В 2023 году Азербайджан увеличил импорт нефти в четыре раза — в основном из России. В стране снижается добыча и поддержать экспорт можно только закупками сырья за границей. Для обеих стран такая торговля пока выгодна, отмечают эксперты. Баку получает нефть со скидкой и больше экспортирует более дорогого своего сырья или продает российское по цене своего. Российские компании, в свою очередь, избавляются от головной боли, если им приходится использовать дорогой и рисковый теневой флот, а потребители находятся в Азии или на Ближнем Востоке.

За 11 месяцев 2023 года Азербайджан импортировал 1,78 млн тонн нефти стоимостью $ 994 млн. Это более чем в четыре раза больше, чем в январе-ноябре 2022 года. Такие цифры публикует «Интерфакс-Азербайджан» со ссылкой на Госкомитет по статистике страны.

Агентство приводит данные о том, что крупнейшим поставщиком выступает Россия. На нее пришлось 65% азербайджанского импорта — 1,17 млн тонн. Также Азербайджан закупал сырье в Казахстане и Туркмении.

Последние годы в Азербайджане снижается добыча и стране необходимо поддерживать экспорт. В этой ситуации схема импорта российской нефти со скидками схожа с поставками российского газа в Азербайджан зимой 2022−2023 годов. Тогда «Газпром» поставил в страну до 1 млрд кубометров, а Баку сохранил уровень экспорта в Европу, продавая каспийский газ по высоким ценам.

«Интерфакс-Азербайджан» сообщал со ссылкой на Госкомстат и таможенный комитет о том, что добыча нефти и конденсата по результатам всего 2023 года снизилась в стране на 7,5% (до 30,2 млн тонн), а задекларированный экспорт нефти сократился лишь на 0,08% (до 26,5 млн тонн). При этом Бакинский НПЗ увеличил переработку и экспорт нефтепродуктов вырос на 20% (до 925 тыс. тонн).

«Азербайджану, безусловно, выгодно закупать российскую нефть из-за разницы цен. Они могут импортировать нефть со скидкой и потреблять ее на внутреннем рынке. Это позволяет высвободить объемы своего сырья под экспорт. Кроме того, часть российской нефти в переработанном виде может экспортироваться — даже в ЕС, так как это не запрещено. Индия пошла таким путем», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

Правда, непонятно, куда и какая нефть идет, замечает эксперт. До последнего времени единственный маршрут, нефтепровод Тихорецк-Баку, работал с небольшой нагрузкой и только в прямом направлении — в сторону России.

«Во втором полугодии прошлого года обсуждался реверсный режим работы нефтепровода Тихорецк-Баку (в сторону Баку). Такие идеи были от „Роснефти“ и Минэнерго: загрузить Бакинский НПЗ объемами до 4 млн тонн нефти в год. Но сообщений о достигнутых договоренностях не было», — поясняет ведущий аналитик ФНЭБ. Он считает, что перевод нефтепровода в реверсный режим принесет немало хлопот, если поставки не превратятся в глобальный проект.

«Реверсная работа нефтепровода остановит прием нефти из Казахстана и Туркмении в порту Махачкалы. Потому что сырье поступает в нефтепровод и представляет собой достаточно тяжелые сернистые сорта, которые Азербайджан не будет принимать. Поэтому реверсная работа нефтепровода Тихорецк-Баку несет сомнительную выгоду. Другое дело — продолжение нефтепровода в Иран с выходом в Персидский залив и созданию мощностей по поставкам нескольких десятков миллионов тонн в год. Однако самому Азербайджану это не выгодно. Точнее, Турции, его союзнику. Она строит канал параллельно проливу Босфор и заинтересована в том, чтобы танкеры в будущем шли по нему и платили за проход», — поясняет Игорь Юшков.

Возможно, российская нефть вообще не попадает в Азербайджан, и речь идет о своповых поставках, когда определенные объемы азербайджанской нефти остаются в стране, а в обмен на экспорт идут такие же объемы российской нефти. Например, в Израиль и Турцию, куда Азербайджан активно поставляет сырье. В Измире работает НПЗ Star азербайджанской госкомпании Socar. Завод обеспечивает потребности Турции на 25%.

В пользу версии о своповых операциях говорят данные сайта экспортно-импортных деклараций ImportGenius. По его данным, в 2023 году трейдер Socar закупал сырье у российской «Татнефти» с точкой доставки в Новороссийск, где нефть грузили уже на танкеры, зафрахтованные Socar Trading.

В прошлом году в Баку сообщали о двух встречах руководства «Татнефти» с главой Socar и министром экономики Азербайджана.

«На встрече было выражено удовлетворение успешным развитием отношений с ПАО „Татнефть“. В ходе обсуждений рассмотрены приоритетные направления сотрудничества с компанией, возможности взаимодействия в сфере энергетики, а также проведен обмен мнениями по другим вопросам, представляющим взаимный интерес», — говорилось в одном из сообщений азербайджанской стороны.

В прошлом году обменные операции получили поддержку у властей страны. В Налоговый кодекс Азербайджана внесли соответствующие изменения. В течение трех лет с 1 января 2024 года в стране действует освобождение от налогообложения при своп-операциях по импорту нефти и газа в страну , сообщало агентство Report.

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков считает, что прямые или своповые поставки нефти в Азербайджан выгодны России в краткосрочной перспективе — тем, что у российских компаний нет транспортных издержек. Особенно, если бы в ином случае нефть пришлось доставлять азиатским потребителям.

«Во-первых, количество танкеров теневого флота, которые перевозят российскую нефть, ограничено. Во-вторых, его услуги — это недешево. Стоимость фрахта растет. А если сейчас будут еще и проблемы с проходом через Суэцкий канал и Красное море, то это еще больше удорожит логистику, в то время как нам в любом случае необходимо идти на азиатские рынки. Поэтому, чем больше мы сможем продать нефти на ближайшие рынки, тем выгоднее», — поясняет эксперт.

В правительстве Азербайджана прогнозируют, что снижение добычи нефти в стране продолжится. Как сообщает «Интерфакс-Азербайджан», в 2027 году планируют получить 26,9 млн тонн нефти — на 11% меньше, чем в 2023 году.

Источник: EADaily, 24.01.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики