Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина прощается с углем и со стабильной энергетикой

Украина прощается с углем и со стабильной энергетикой

Незалежная сократила импорт энергетического угля. Но учитывая уровень экономического и промышленного упадка, этого все равно хватает. А если возникнет дефицит, всегда можно будет заставить людей экономить.

До 2014 года Украина могла похвастаться сильной угольной промышленностью. По сути, 95% всех энергетических запасов страны (без учета ВИЭ) приходились как раз на уголь. Но после вооруженного государственного переворота крупнейший угольный бассейн европейского континента – Донбасс – оказался недоступен для Киева.

После начала СВО тенденция к сокращению угольной промышленности и вовсе стала необратимой. Украина не только потеряла почти все свои месторождения, но и свела к минимуму импорт этого энергоресурса.

Как же выживает промышленность и энергетика Незалежной без угля, который на протяжении десятилетий был основным источником энергии? Ведь именно на нем работали все ТЭС и ТЭЦ. Как сегодня выживает Украина без угля?

Потребление снижается вместе с количеством шахт

После того как Донецкая и Луганская область (на территории которых располагается самый крупный угольный бассейн Европы) стали центром боевых действий в 2014 году, Киев спешно нарастил закупки угля у иностранных поставщиков. Если в 2014 году страна закупила этот энергоресурс на сумму $1,77 млрд, то в 2021 году импорт возрос до $2,19 млрд. Вполне логично, учитывая, что как минимум половина шахт оказалась недоступна для украинских властей.

Вот только после 24 февраля 2022 года импорт ощутимо просел. Согласно данным государственной таможенной службы Украины, в 2021 году Украинка закупила в других странах 19,56 млн т угля, включая антрацит. По итогам 2022 года этот показатель уже значительно уменьшился до 4,63 млн т. А в 2023-м импорт угля и вовсе сократился на 83% в годовом выражении, достигнув рекордной отметки в 667 тыс. т. Путем несложных расчетов можно заметить, что ввоз угля в страну за два года сократился почти в 29 раз!

Конечно, можно всегда списать что-то на потерю территорий, которые теперь Киев не обязан отапливать и обеспечивать электричеством. Но Донбасс и Крым Украина потеряла еще в 2014 году. Значит ли это, что часть Запорожской и Херсонской областей, которые вышли из-под контроля Киева в 2022 году, тянули столько энергии? Разумеется, нет. Почему же тогда закупки угля так сократились?

Во-первых, стоит учитывать банальные финансовые проблемы. У России Незалежная уголь уже не закупает (хотя до 2022 года именно РФ была самым крупным поставщиком этого энергоресурса на Украину), а цены в Европе "кусаются". В той же Польше, которая лидирует в ЕС по добыче угля, это полезное ископаемое поднялось в цене на 100-200% за 2022 год.

Бюджет у Украины, мягко говоря, не резиновый. Недавно Верховная рада приняла проект на 2024 год, согласно которому доходы ожидаются на уровне 1,76 трлн гривен ($49 млрд). И за этот же год на военные нужды планируется направить 1,69 трлн гривен ($46,9 млрд). Ну и откуда брать деньги на закупки угля, если еще и зарплату депутатам нужно платить? Неоткуда.

Во-вторых, как отметил в беседе с Baltnews журналист издания "Украина.ру", директор украинского Центра политического Василий Стоякин, этой стране сейчас хватает собственной добычи.

"Вопрос заключается в том, каким образом Украина обеспечивает свои резервы по электрогенерации. Основные направления трат угля в стране: коммунальные хозяйства, в том числе отопление частного сектора, металлургия, электростанции. Если с коммунальными хозяйствами, которые значительно сократились из-за уменьшения населения и металлургией (тоже просела, в том числе из-за военных действий) все понятно, то с электростанциями вопрос более интересный", – заметил политический технолог.

"Конечно, на Украине серьезно сократилось потребление электричества. Но также стоит учитывать, что большую часть энергии дают станции, которые работают на газе. Плюс эта страна получает электричество из Европы. Так что у Украины нет особых проблем в том, чтобы закрыть энергобаланс и без огромного импорта угля", – добавил он.

Зачем покупать энергоресурсы, если можно экономить на потребителях?

До 2014 года Украина вообще не нуждалась в импортном угле. По данным министерства энергетики и угольной промышленности, страна добывала около 59,91 млн т только энергетического угля. При этом ТЭС и ТЭЦ потребляли лишь чуть более 37 млн т. Излишки можно было даже экспортировать.

Разумеется, после потери доступа к шахтам Донбасса продажи угля из-за рубежа обнулились, и нужно было начинать закупки. Уже в 2021 году объем добычи энергетического угля составлял не более 29 млн т. После 24 февраля 2022 года этот показатель также уменьшился многократно. Но при этом Киев не только не наращивает импорт, а сокращает его. И не потому что перейти, например, на газ было выгоднее. В стране банально все меньше действующих крупных и энергоемких объектов.

Согласно данным Государственной службы статистики Украины, только в 2022 году, первом, после начала СВО, промышленное производство в стране сократилось на 36,9%. И в 2023-м чуда не произошло – ничего не возродилось, как обещали члены Верховной рады. Напротив, продолжился спад, хоть и не такой заметный. Например, в первом полугодии 2023-го промышленное производство сократилось на 2,9%.

Это отлично объясняет загадку потребления угля на Украине. Да, в стране многократно снизился импорт этого энергоресурса, а добывать его больше не стали (по крайней мере, на подконтрольных Киеву территориях). Но и тратить Киеву этот энергоресурс банально некуда.

Как рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, потребление на Украине серьезно упало. Плюс зима 2022-2023 гг. была достаточно теплой и в Европе и в России, и в Украине. На отопление нужно было меньше тратить как газа, так и угля. Соответственно, завозили в страну меньше, так как какое-то количество угля могло остаться еще с прошлого года.

"Самое главное заключается в том, что объемы потребления сократились из-за демилитаризации. Часть населения (более восьми млн человек) выехало и не потребляет энергию, часть промышленных объектов остановилось, часть была разрушена. Также стоит помнить, что в стране выросла доля АЭС и ГЭС в общей выработке электроэнергии. Такой тип энергии дешев – если в стране уже есть атомная или гидроэлектростанция, то ее обслуживание обходится недорого, особенно по сравнению с закупками полезных ископаемых", – отметил аналитик ФНЭБ в беседе с Baltnews.

"Поэтому Украина старается загружать максимально АЭС и ГЭС. Россия, разумеется, не наносила ударов по этим объектам, поэтому они работают в том же объеме, что и до 2022 года. Удары были либо по газовым угольным станциям, либо по трансформаторам, которые позволяли вывести электроэнергию в общую сеть", – добавил он.

Игорь Юшков напомнил и о промышленном упадке, малом и среднем бизнесе, который массово уходит из Украины. При этом уголь в 2022 году был очень дорогой, как и газ, поэтому правительство экономило.

Более того, даже если Украине чего-то будет не хватать, власти просто введут графики подачи электроэнергии, как они уже делали ранее. Экономить будут на потребителях, а виноватой в этом выставят Россию. Впрочем, РФ сократила количество ударов по энергообъектам, и это не очень приятный сюрприз для украинских чиновников, которые уже разработали множество коррупционных схем на якобы починке инфраструктуры.

Автор: Любовь Безродная

Источник: Baltnews.com, 27.01.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики