Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иностранная нефть: политические резоны или экономические расчеты

Иностранная нефть: политические резоны или экономические расчеты

 

Российские нефтяные компании часто предпочитают заниматься освоением зарубежных месторождений, а не вести разработку российских. Эксперты считают это не слишком хорошей тенденцией: казна лишается налоговых поступлений, российские территории – инвестиций в развитие инфраструктуры и новых рабочих мест. Идя за рубеж, отечественные нефтяники рассчитывают получить большую прибыль, чем можно извлечь из наших месторождений. Но риски от осуществления проектов в странах с нестабильными политическим режимами могут свести на нет потенциальные выгоды.

Не договорились

В понедельник стало известно о срыве одного из зарубежных проектов компании "Газпром нефть" – власти Ирана отказали ей в праве на разработку нефтяного месторождения Азар на блоке Анаран. На первый взгляд, причина отказа чисто экономическая – иранский посол в Москве Сейед Махмудреза Саджади еще на прошлой неделе говорил, что контракт на освоение месторождения Азар (примерно 270 млн тонн нефти) готовился целых два года – меморандум о сотрудничестве в освоении месторождения был подписан еще 2009 году – а "Газпром нефть" уже восемь месяцев не подписывает документ.

Тогда же, на прошлой неделе, иранские власти предложили российской стороне передать права на разработку Азара другой компании.

Представители "Газпром нефти" объяснили причины своего промедления с подписанием документа тем, что в ходе переговоров не смогли добиться от Ирана ответа на вопрос о возможности изменения условий контракта на разработку Азара. Что же могло не устроить российских нефтяников в существующем варианте документа?

"Это был договор на сервисное обслуживание, – пояснил РИА Новости аналитик ИФД "Капитал" Виталий Крюков, – Вся добытая нефть становится собственностью иранского государства, а российская компания получает только фиксированное вознаграждение за добычу". Нефтяные компании, по словам эксперта, предпочитают осваивать зарубежные месторождения на условиях соглашения о разделе продукции (СРП).

 

Разумеется, в деле есть и политический аспект – сотрудничество с государством, в отношении которого действуют международные санкции, может помешать зарубежной экспансии "Газпром нефти", – такое предположение высказал г-н Крюков. Косвенно это подтверждается тем, что российская компания "ЛУКОЙЛ" и норвежской Statoil, которые занималась разведкой на Анаране, и вели переговоры об освоении открытых месторождений, так и не подписали контрактов.

При этом представители "ЛУКОЙЛа" сообщали, что компания вышла из проекта из-за международных санкций, и готова будет вернуться при благоприятной политической ситуации в стране.

Только бизнес

Иран – не единственная страна, месторождения которой осваивают российские нефтяники. На сегодняшний день, по словам, директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, наши компании занимаются разработкой или добычей нефти примерно в двух десятках государств Африки, Южной Америки, Ближнего Востока и Центральной Азии.

Казалось бы, зачем нам зарубежная нефть, когда в России сосредоточено порядка 11% ее разведанных мировых запасов? Но интерес российских нефтяников к зарубежным недрам кажется странным только на первый взгляд. Себестоимость нефтедобычи за рубежом в разы ниже, чем в России. "В Ираке себестоимость барреля зачастую ниже $1, в то время, как себестоимость нефти в Западной Сибири составляет $5-12 за баррель", – говорит Константин Симонов.

Это, вкупе с налоговой политикой российского государства (ставка НДПИ составляет 419 руб. за тонну и может быть увеличена в 2012 году на 6,5%), ведет к тому, что прибыльность зарубежных проектов подчас значительно превышает прибыльность российских месторождений.

"Норма прибыли месторождений Западной Сибири без налоговых льгот позволяет только окупить стоимость вложений на освоение проекта, – поясняет Виталий Крюков из ИФД "Капитал". – норма прибыльности проектов в Западной Африке, на Мексиканском и Бразильском шельфе на условиях СРП – не менее 20%".

Это заставляет российских нефтяников идти на риск, занимаясь разработкой и добычей нефти в странах с неустойчивыми или малопредсказуемыми политическими режимами, вроде Ливии, Венесуэлы, Алжира, Экваториальной Гвинеи и т.д.

Советские грабли

Впрочем, пример того же Ирана или Ливии, где после свержения режима Каддафи под угрозой оказалась концессия "Газпром нефти" на месторождении Elephant (российская компания владеет 33% акций месторождения), по мнению Константина Симонова, говорит о том, что риски такого сотрудничества не окупаются.

Более того, российские месторождения, даже в труднодоступных месторождениях Восточной Сибири, могут иметь прибыльность не меньшую, чем месторождений в Южной Америке или Африке. Правда, при условиях предоставления государством налоговых льгот. Так, норма прибыльности Ванкорского месторождения в Восточной Сибири, которое осваивает компания "Роснефть", по оценке Виталия Крюкова, составляет порядка 20%.

Константин Симонов убежден, что российские нефтяные компании, многие из которых контролируются государством, идут за рубеж не только по экономическим, но и по политическим причинам: "Государство рассчитывает увеличить политическое влияние в странах, куда инвестируют российские компании. Мне кажется, мы наступаем на те же грабли, что и СССР, который повышал свое влияние колоссальными денежными вливаниями в эти государства, а кончилось все невыплаченными долгами".

Эксперт уверен, что с экономической точки зрения государству выгоднее было бы через налоговую политику стимулировать освоение месторождений Западной Сибири. Да, из-за налоговых льгот и высокой себестоимости доходы бюджета от западносибирских месторождений нефти будут ниже, чем от месторождений Восточной Сибири, но доходы казны от иракской или африканской нефти еще ниже. А капиталы, которые могли быть потрачены на развитие российских регионов и создание новых рабочих мест, пойдут на развитие инфраструктуры и новые рабочие места в странах Африки, Ближнего Востока или Латинской Америки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Автор: Влад Гринкевич

Источник: РИА Новости, 31.08.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики