Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газовая атака» на Россию увенчалась успехом. Какие есть варианты

«Газовая атака» на Россию увенчалась успехом. Какие есть варианты

Европа под давлением США окончательно откажется от российского «голубого топлива», а Китай не готов заключить контракт

Россия готова обсуждать вопрос поставок газа в Европу, причем как транзитом через Украину, так и по другим маршрутам. Вот только европейцы российский газ покупать совсем не хотят. Об этом заявил журналистам вице-премьер РФ Александр Новак.

«Думаю, мы всегда готовы продолжать поставки газа в Европу, и не только по тому маршруту, по которому заканчивается контракт в 2024 году. Если будет желание другой стороны, мы готовы обсуждать эти вопросы, но пока такого желания не видим», — сказал он.

Напомним, что контракт на транзит газа через Украину, а это, не считая «Турецкого потока», сейчас единственный маршрут, по которому российское «голубое топливо» идет в Европу, истекает в конце этого года. Если и он прикажет долго жить, поставки российского газа в ЕС упадут до минимума. Хотя они и так крайне малы. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2023 году поставки газа из РФ в Евросоюз снизились на 60% по сравнению с 2022-м и составили всего 25 млрд. кубов, при том, что в прошлом на пике эти объемы доходили до 200 млрд куб. м.

В отличие от нефти, пока что найти альтернативные рынки для этих объемов крайне проблематично. Главной надеждой Москвы остается Китай и «Сила Сибири-2», но пока переговоры по проектам буксуют. Остальные маршруты, как рассказал «СП» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, Европу не заменят, а СПГ-проекты столкнулись с жесточайшим сопротивлением со стороны США, так что в целом все непросто. 

— Надежды на то, что мы хоть сколько-нибудь восстановим поставки в Европу, невелики. Из-за сверхвысоких цен, которые начались еще в середине 2021 года, в Европе очень сильно упало потребление. В 2022 году европейцы сократили потребление газа на 60 млрд кубов, в 2023 — еще на 30 млрд. Многие предприятия сокращали объем производства или вообще закрывались. Сейчас рынок стабилизировался и сбалансировался за счет сокращения потребителей. А политики трактуют это как свою победу — «мы вам обещали избавиться от зависимости от российского газа — и сделали это».

Возвращение к закупкам российского газа может произойти только после очень существенных политических изменений в отношениях между Россией и Европой, но пока мы их даже не предвидим. Формально контракты «Газпрома» с европейскими потребителями не разорваны, но они выполняются не в полной мере, потому что прокачать невозможно. Если вдруг восстановят работу «Северного потока» или запустят уцелевшую нитку «Северного потока-2», которая даже под санкции не попала, российские трубопроводные поставки в ЕС сразу фактически удвоятся. В прошлом году они составили 27−28 млрд кубометров. Мощность одной нитки «Северного потока-2» — как раз 27,5 млрд кубометров.

Но мы видим, что никто ничего не делает в этом направлении. И того, кто просто поднимет вопрос о восстановлении поставок по «Северным потокам» или, например, потребует от Польши вернуть «Газпрому» национализированную долю в компании-операторе газопровода «Ямал-Европа», сразу обвинят в том, что он агент Кремля.

Поэтому никто из политиков не решается это делать, хотя европейский бизнес хотел бы вернуться к поставкам российского газа.

Но пока мы двигаемся совсем в другую сторону. К 2027 году европейцы хотят вообще отказаться от покупок российского газа, но это может произойти и раньше. США явно будут продолжать выталкивать Россию с газового рынка Европы. Самое очевидное — это перекрыть транзит через Украину. Либо США введут санкции против «Газпрома», а Украина будет им следовать, либо заставят Киев это сделать.

«СП»: Есть ли необходимость в санкциях, если Киев может просто не продлевать контракт на транзит газа после 2024 года?

— Сейчас все обсуждают, будет ли продление договора. Но формально оно не нужно. Украина сама перешла на европейскую систему контрактования мощностей. Они обязаны проводить аукционы, и все желающие могут приходить на них и брать столько квот на прокачку, сколько нужно, хоть на день, хоть на месяц. Единственный способ запретить «Газпрому» это делать — ввести санкции. Думаю, сейчас закончится отопительный сезон, и американцы снова вернутся к этому вопросу.

Останется только один маршрут в Европу — южный, через «Турецкий поток». В прошлом году уже была попытка его перекрыть, когда Болгария ввела специальный налог на транзит российского газа в размере около 111 долларов на каждую тысячу кубометров. Учитывая, что цены на газ около 300 долларов за тысячу кубов, этот налог, по сути, был запретительным.

Венгрия вовремя остановила Болгарию, пригрозив судами, но София явно действовала в интересах США, им самим это не выгодно. Так что в перспективе мы будем продавать в Европу еще меньше.

«СП»: Какие направления могут ее заменить, Китай?

— Трубопроводный газ нельзя так легко перенаправить, как уголь или нефть, которые можно просто загрузить на танкеры или вагоны и отправить на альтернативные рынки. Для газа нужно строить инфраструктуру.

Небольшой разворот произошел в Центральную Азию — начались поставки в Узбекистан. Пока что на время отопительного сезона, но, учитывая, что в этих странах собственная добыча падает, а потребление растет, вскоре они перейдут на круглогодичный импорт. Видимо, Казахстан тоже идет по этому пути.

Но, во-первых, там объемы гораздо меньше, чем европейские. В Европу мы в 2021 году поставляли 160 миллиардов кубометров, а наши поставки в Центральную Азию пока что измеряются несколькими миллиардами кубов. В перспективе это будет 10−15, но не 150 миллиардов. Во-вторых, цены там ниже, чем в Европе. Поэтому рынки не сопоставимы.

Основная ставка сейчас делается на «Силу Сибири-2», это газопровод на 50 миллиардов кубометров с тех самых месторождений западной Сибири, газ с которых шел в Европу. Но Китай — очень жесткий переговорщик, коммерческий контракт до сих пор не подписан, а без этого строить газопровод нельзя.

Наша задача показать Китаю, что чем дольше они тянут, тем больше у них рисков. Конфронтация с США приведет к тому, что американцы будут перекрывать им поставки с Ближнего Востока и Африки, что нефти, что газа, тогда как из России покупать безопасно.

Других альтернатив у нас особо нет. В отрасли есть какие-то подвижки. Например, та же Германия теперь не покупает российский газ, но стала покупать больше азотных удобрений, которые делаются из природного газа.

То есть раньше они покупали наш газ и делали удобрения у себя, а теперь мы производим готовую продукцию и продаем им. Это тоже правильный путь в нынешних условиях — развивать переработку, производство. Но полностью заменить европейский экспорт нельзя, потому что там очень большие объемы закупались просто для отопления.

«СП»: А СПГ-проекты могут стать альтернативой трубопроводному газу?

— Американцы открыто бьют по российским проектам. Они прямо сказали, что их цель — «убить» проект «Арктик СПГ-2». Раньше они утверждали, что санкции против России нужны для того, чтобы Россия не зарабатывала и у нее не было доходов на оборону. Но «Арктик СПГ-2» еще 12 лет не должен платить налоги в бюджет, соответственно, не о каких доходах на оборону говорить не приходится.

Это хорошо показывает, что американцы просто расчищают рынок сбыта для своего собственного СПГ, чтобы с ними никто не конкурировал. Уже запрещено поставлять нам оборудования для строительства СПГ-заводов, введены санкции против «Арктик СПГ-2», который должен был заработать в январе. И дальше США будут давить и делать токсичными любые контакты с Россией по СПГ. Здесь тоже нам предстоит путь борьбы и, скорее всего, с СПГ мы будем уходить на азиатские рынки, так как американцы заставят европейцев от него отказаться.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 30.01.2024

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики