Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Семерка» выводит нефть из тени

«Семерка» выводит нефть из тени

Как G7 планируют повлиять на морские перевозки российского топлива

Страны G7 придумали, как помешать России использовать теневой флот для экспорта нефти. Для этого международная группа разработает запрет на продажу танкеров неизвестным владельцам, а также будет вводить санкции против тех, кто нарушает ограничения «Группы семи», заявили в отделе управления по осуществлению финансовых санкций Великобритании. Там рассчитывают, что эти меры заставят Россию отказаться от теневого флота и использовать для транспортировки нефти суда стран G7. Они, в свою очередь, будут исправно соблюдать действующий потолок цен на сырье.

Сейчас он составляет $60 за баррель, а с помощью своих танкеров России удается продавать нефть дороже, отмечает Bloomberg. Однако эксперт по энергетике Финансового университета Станислав Митрахович, сомневается, что страны G7 решатся ужесточить борьбу с обходом ограничений:

«Весь смысл санкционных историй, связанных с танкерами, был в том, чтобы, с одной стороны, нанести ущерб России и заставить ее отказаться от части доходов, а с другой — создать ситуацию, в которой российская нефть и ключевые нефтепродукты продолжали бы поступать на мировые рынки. Чтобы снизить риски дефицита, Запад всегда вводил относительно умеренные меры.

Теоретически можно представить ужесточения вплоть до попытки ареста каких-нибудь танкеров, которые везут российскую нефть или нефтепродукцию, условно, в районе Персидского залива без учета принадлежности этих танкеров к тем или иным судоходным компаниям. Но американцы этого не делали, потому что понимали, что можно спровоцировать, во-первых, дефицит нефти и нефтепродуктов с ростом цен, а, во-вторых, испортить отношения со странами Глобального Юга и Востока, к чему США на текущем этапе тоже не готовы. Сейчас, как и раньше, их действия будут сдерживаться этими двумя обстоятельствами.

Единственное, что может подтолкнуть американцев к более жестким действиям — это падение мировых цен на нефть, когда будет очевидно, что нет рисков высоких цен и дефицита. Но, учитывая факторы хуситов и Ирана, пока этого сложно ожидать».

По оценкам Bloomberg, из-за того, что Россия стала использовать теневой флот для обхода потолка цен, в мире сформировался серый рынок нефти объемом в $11 млрд. При этом ежемесячный доход Москвы от экспорта сырья стал даже больше, чем до начала боевых действий на Украине. Теневой флот обеспечил перевозку 45% углеводородов, и значительная часть объемов поступает в Европу через Ливию.

Однако эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что в реальности танкеры перевозят меньше российской нефти. Но, по его словам, даже такие объемы флот стран G7 не будет брать на себя: «Нужно смотреть, как они считают эти 40-45% российского экспорта: от всех объемов или от российской добычи. Потому что Россия добывает 520 млн тонн, около половины от этого мы экспортируем в сыром виде, и объемы поставок морским транспортом и трубопроводом примерно равнозначные.

Я бы сказал, что морским транспортом идет где-то четверть российской нефти, то есть, если, условно говоря, в сутки мы добываем примерно 10 млн баррелей, то 2,5 млн баррелей экспортируется теневым флотом. С тех пор как ввели потолок цены, западные компании вообще не перевозят российскую нефть, потому что они боятся.

Не совсем понятен механизм предоставления доказательств того, что ты перевез российскую нефть в соответствии с потолком цены. В этом плане призывы, мол, мы вернем Россию в международный флот, достаточно бессмысленны. Там никто не ждет российскую нефть, потому что не хочет ее перевозить».

В начале декабря 2023-го США уже вводили санкции против трех танкеров за перевозку российской нефти выше потолка. Тогда под ограничения попали одна компания из Либерии и две из Объединенных Арабских Эмиратов. А в июне британская фирма Lloyd's Register, которая выдает одобрения для страхования кораблей, лишила сертификации 21 судно, принадлежащее индийской компании, за нарушение санкций.

Авторы: Андрей Загорский, Владислав Викторов

Источник: Коммерсантъ FM, 08.02.2024 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики