Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: Война на Ближнем Востоке создает трудности для торговли газом

Эксперты: Война на Ближнем Востоке создает трудности для торговли газом

Война на Ближнем Востоке меняет логистику поставок сжиженного природного газа (СПГ). Сейчас в период падающего спроса это не сильно отражается на стоимости газа и раскладе сил на рынке. Но если конфликт затянется, то вполне можно ждать роста цен и проблемы с отгрузками СПГ из Катара в Европу. Также ситуация в Красном море может затронуть наш экспорт СПГ с проектов на Ямале и Гыдане в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Через Суэцкий канал, Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив везется СПГ из стран Ближнего Востока и АТР в Европу. В основном это катарский газ, в 2022 году - 18,72 млн тонн (около 25 млрд кубометров). Объем сравним с нашими трубопроводными поставками в ЕС в 2023 году, причем катарский экспорт в Европу, по-видимому, в прошлом году подрос. Остальные объемы СПГ, идущие в Европу по этому маршруту, из Австралии, Омана и Индонезии совсем незначительны.

В другую сторону идут поставки СПГ в страны АТР из Алжира, Египта и российский СПГ с проектов на Балтике и в Арктике (за исключением объемов, которые поставляются по Северному морскому пути в восточном направлении). Частично также через Красное море экспортировался американский СПГ в АТР, но этот путь для поставщиков газа из США не принципиален.

Основными пользователями Суэцкого канала для поставок СПГ являются экспортеры катарского газа, поясняет старший консультант компании "Имплемента" Иван Тимонин. Для них логистическое плечо при поставках в Северо-Западную Европу увеличилось практически вдвое - с 6,5 тыс. морских миль при маршруте через Красное море до почти 11,3 тыс. при обходе Африки через мыс Доброй Надежды. Время перевозки одной партии возрастает с примерно 20 до 35 дней. В результате этого "обхода" транспортные затраты поставщиков возрастают примерно на 2,5 долл./МБТЕ (Британская тепловая единица), или 90 долл. за тысячу кубометров. В то же время важно отметить, что дополнительные расходы поставщиков не транслируются напрямую в цены природного газа, котировки определяются балансом спроса и предложения, драматичных же перебоев или задержек поставок сейчас не наблюдается, говорит эксперт.

Схожую оценку делает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, который также отмечает, что, учитывая обратную дорогу, для газовозов время в пути увеличивается на 3-4 недели.

Пока сложившаяся ситуация не оказывает существенного влияния на мировой баланс, считает Тимонин. Это в значительной степени обусловлено тем, что ключевым рынком сбыта для Катара является не Европа, а Азиатско-Тихоокеанский регион, куда по итогам 2023 года было направлено 75% произведенного в стране сжиженного газа.

Но для Европы лишние 25 млрд кубометров газа - совсем не мелочь. А учитывая неоднозначные последние решения США (приостановка выдачи разрешений на строительство заводов по производству СПГ), совсем не факт, что эти объемы получится компенсировать американским газом. Но есть другие поставщики.

Как замечает Гривач, недопоставки СПГ из Катара в Европу могут быть заменены американским, африканским или российским газом. Большую часть нашего СПГ с Ямала поглощает Европа. В прошлом году около 80%. Проблемы с логистикой в Красном море, очевидно, поддержат этот тренд.

Но едва ли весь объем СПГ с Ямала и Балтики удастся отправить в Европу. Кроме того, останется еще газ с нового проекта "Арктик СПГ-2", где уже запущена первая линия сжижения газа мощностью - 6,6 млн тонн в год. Вторую линию такой же мощности планируют запустить до конца этого года. Против "Арктик СПГ-2" введены санкции США и путь в Европу продукции с этого завода закрыт. А суммарно две линии - 13,2 млн тонн в год. И потенциальный потребитель этих объемов - страны АТР.

Часть объемов, возможно, получится отправить восточным маршрутом Северного морского пути, но с учетом существующей нехватки специальных газовозов и недостаточного количества ледоколов, необходимых для прохода в этом направлении, без использования западного маршрута не обойтись. И здесь увеличение времени в пути, если придется оплывать Африку, может сильно повлиять на частоту поставок нашего СПГ, то есть снизить объемы экспорта. У нас танкеров-газовозов пока ограниченное количество и при поставках в АТР возможны большие задержки с отгрузками.

Пока время терпит. Но чем дольше будет продолжаться конфликт на Ближнем Востоке, тем сильнее он будет воздействовать на рынок, в том числе и осложнять экспорт российского СПГ. А если, к примеру, Европа начнет испытывать хотя бы слабый дефицит газа, котировки незамедлительно рванут вверх.

Как отмечает Гривач, газовые рынки пока не сильно отреагировали на ситуацию в Красном море. Другое дело, что дальнейшая эскалация в регионе может дестабилизировать добычные или производственные объекты и тогда влияние усилится, считает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 08.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики