Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» и ExxonMobil: доступ в Арктику в обмен на технологии

«Роснефть» и ExxonMobil: доступ в Арктику в обмен на технологии

Соглашение крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» и американского энергетического гиганта ExxonMobil о стратегическом сотрудничестве будет выгодно обеим компаниям, считают эксперты. Параметры соглашения еще будут уточняться, но уже сейчас эксперты подчеркивают, что ее условия интересней для «Роснефти», чем сорвавшаяся несколько месяцев назад сделка с British Petroleum (ВР).

По соглашению, подписанному 30 августа, «Роснефть» получит инвестиции и доступ к современным технологиям добычи, а ExxonMobil — возможность разрабатывать месторождения в богатой ресурсами Арктике, а также на Черном море.

Входной билет в Арктику

«Заключив соглашение с „Роснефтью“, ExxonMobil получит своего рода „входной билет“ в Арктику, где есть возможность поставить на баланс достаточно большие запасы нефти, — сказал обозревателю РИА Новости гендиректор Фонда национальной безопасности Константин Симонов. — Это основная выгода для американцев».

«В настоящее время запасы в Арктике — это единственный резерв для приращения запасов крупными добывающими компаниями», — заметил в беседе с РИА Новости аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Танурков.

Проблема в том, что США не присоединились к Конвенции ООН по морскому праву. Это не позволяет им разграничить морские территории с другими странами и приступать к добыче на шельфе, пояснил Симонов. Отсюда выглядит достаточно логично стремление американской ExxonMobil начать сотрудничество с «Роснефтью» и «войти» в Арктику.

«Несмотря на то, что ExxonMobil работает в ста с лишним странах, рано или поздно они захотят работать в Арктике, а кто первый туда войдет, тот и будет иметь достаточно серьезные преимущества», — говорит Симонов.

Бонус для «Роснефти»

«Роснефть», заключив сделку, перекладывает 100% затрат на геологоразведку на ExxonMobil. «Это главный бонус для „Роснефти“, — считает Симонов. — Российской компании удалось найти партнера, который, оставаясь миноритарием с 33,33% акций, согласен нести первоначальные расходы на геологоразведку». Причем это условие в соглашении стимулирует ExxonMobil быстрее провести геологоразведку и поставить на свой баланс треть открытых запасов.

Соглашение откроет «Роснефти» доступ к современным технологиям добычи. Добыча в России смещается на восток и на север, в сложные геологические условия, объяснил Симонов. Советская нефтяная школа не занималась разработкой технологий добычи сырья на шельфе, а собственных наработок постсоветского периода в стране сейчас нет. В итоге Россия вынуждена привлекать партнеров, которые имеют опыт добычи в сложных условиях.

«Добыча в Арктике — это не просто добыча на шельфе, а на глубоководном шельфе, — рассуждает Василий Танурков. — Добыча в таких условиях гораздо дороже и требует совсем иных технологий». А ExxonMobil имеет богатый опыт освоения проектов по добыче нефти и газа как раз на арктическом шельфе — в Норвегии и Канаде, отмечает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. «На континентальном шельфе в Норвегии американская компания добывает более 400 тысяч баррелей в сутки, что составляет 10% суточной нефтедобычи в стране, — рассказал Крюков. — На сегодняшний день ExxonMobil владеет всеми необходимыми технологиями».

Кроме того, ExxonMobil имеет технологии по добыче сланцевого газа. «Эти технологии, адаптировав, можно применить в Западной Сибири при добыче сланцевой нефти на месторождении Баженовская свита, — считает Виталий Крюков. — В России нет технологии по добыче такой нефти, а ее запасы исчисляются многими миллиардами тонн».

Для российской стороны заключенное соглашение важно с точки зрения имиджа. После срыва сделки с ВР для Роснефти было важно найти быструю замену, полагает Симонов.

Вторая попытка

Россия уже давно искала партнеров по разработке месторождений в Арктике. В начале года «Роснефть» обсуждала возможность партнерства на российском арктическом шельфе с британской компанией British Petroleum (ВР). 14 января стороны договорились о взаимном обмене акциями, в рамках которого российская компания могла получить 5% обыкновенных акций ВР в обмен на 9,5% своих акций. Кроме того, компании договорились о совместной разведке и добыче углеводородов на трех Восточно-Приновоземельских участках на российском шельфе Арктики. Однако по иску консорциума AAR, представляющего российских акционеров ТНК-BP («Альфа-групп», Access и «Ренова»), сделка была заблокирована.

Новое соглашение предусматривает возможность участия «Роснефти» в совместных проектах в Северной Америке и третьих странах, чего сделка с ВР не предполагала, говорит Василий Танурков. Впрочем, эксперт сомневается, что российская компания займется добычей в Техасе или в Мексиканском заливе. «Вряд ли „Роснефть“ возьмет на себя необходимые риски, и технологий добычи нефти на шельфе у россиян нет, — рассуждает Танурков. — Этот пункт соглашения похож на пустую декларацию». Скорее всего, «Роснефть» согласилась бы сотрудничать в Арктике и без уступок по доступу к месторождениям в Северной Америке.

Добыча — вместе, акции — врозь

Кроме того, новое соглашение в отличие от предыдущего, не содержит обязательств по обмену акциями компаний. «Скорее всего, компания ExxonMobil просто не согласилась на обмен акциями, — предполагает Константин Симонов. — Зимой компания ВР была более покладистой после аварии в Мексиканском заливе, ей были очень нужны хорошие новости, и она тогда пошла на обмен акциями». ExxonMobil в этой ситуации не было смысла отдавать свои акции.

«Именно отказ от обмена акциями привел к необходимости создания сложной конструкции, при которой стороны акциями не обмениваются, зато россияне входят в проекты на территории США, — говорит Симонов. — Это и имиджевый ход, и реализации идеи превращения „Роснефти“ в глобальную компанию».

Все эксперты говорят, что соглашение «Роснефти» с ExxonMobil более выгодное, чем несостоявшаяся сделка с ВР. «Обмен акциями — это лишь финансовая часть сделки. Куда важнее опыт участия в „живых“ проектах, в разработке месторождений на шельфе, который может получить Россия в результате подписания соглашения», — подчеркивает Виталий Крюков.

До чего договорились

Параметры сделки еще будут уточняться, но на данный момент понятно следующее. ExxonMobil получит 33,3% в совместном предприятии с «Роснефтью» по освоению трех Восточно-Приновоземельских участков в Карском море. Доля «Роснефти» составит 66,7%. Такие же доли участия предполагаются в СП по освоению участка Туапсинский прогиб в Черном море. Инвестиции в освоение российских проектов в Черном и Карском морях составят около 3,2 миллиарда долларов.

«Роснефть» сможет работать на площадках ExxonMobil на территории США — в Мексиканском заливе и в Техасе, а также в третьих странах. Компании также договорились совместно изучить возможности разработки трудноизвлекаемых запасов нефти в Западной Сибири.

По словам президента компании «Роснефть» Эдуарда Худайнатова, сделка позволит «создать первоклассную базу по освоению шельфа и повышению извлекаемости нефти».

Председатель Exxon Mobil Corporation Рекс Тиллерсон отметил, что столь масштабное партнерство позволит создать существенную дополнительную капитализацию для обеих компаний.

Совместные инвестиции оцениваются в 200–300 млрд долларов, совокупный экономический эффект — в 500 млрд долларов, заявил вице-премьер РФ Игорь Сечин, курирующий ТЭК.

Автор: Мария Селиванова

Источник:РИА Новости, 31.08.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики