Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Две недели — семь атак на НПЗ и терминалы: ВСУ пытается добраться до топлива в России

Две недели — семь атак на НПЗ и терминалы: ВСУ пытается добраться до топлива в России

За минувшие две недели киевский режим пытался атаковать беспилотниками не менее семи НПЗ и нефтегазовых терминалов в России. И это лишь малая часть активности ВСУ за пределами контролируемой ими территории.

С 18 января ВСУ пытались ударить дронами по семи нефтегазовым объектам в России. Под атаки попали «Петербургский нефтяной терминал», нефтебаза «Роснефти» в Клинцах, терминал «Новатэка» в Усть-Луге, Туапсинский НПЗ «Роснефти», НПЗ «Славнефть-ЯНОС» в Ярославле и НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» в Нижегородской области.

Почти все дроны сбили, но повреждения получили и возникли пожары на нефтебазе в Клинцах, терминале в Усть-Луге и Туапсинском НПЗ.

Последняя попытка атаки могла произойти поздно вечером 31 января. В Кстовском районе Нижегородской области между селами Чернуха и Старые Клющи упали два беспилотника ВСУ.

Местные СМИ отмечают, что дроны-камикадзе летели на предельно низкой высоте — около 50 метров над землей.

«Оба дрона были обезврежены средствами радиоэлектронной борьбы в Кстовском районе и упали рядом с трассой между селами Чернуха и Старые Ключищи. Как уточнил наш источник, боевая часть беспилотников, содержащая взрывное устройство, во время удара о землю не сработала. К счастью, никто не пострадал», — рассказали источники изданию NN.ru.

Судя по маршруту, дроны могли лететь в Кстово, где находится НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» мощностью 17 млн тонн.

«Пока серьезных последствий удается избежать. Даже последствия атаки на „Новатэк“ в Усть-Луге были ликвидированы в достаточно сжатые сроки. Тем не менее, пренебрегать опасностью нельзя. Необходимо усиливать защиту заводов как минимум „Панцирями“ и готовить распределенные резервы топлива по всей стране», — говорит независимый промышленный эксперт Максим Шапошников.

Он отмечает, что оба решения требуют средств, но риск потери нефтяного производства и дефицита топлива в случае успеха врага гораздо выше».

С ним согласен ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

«Все, что находится в 1000 километрах от территории, контролируемой Украиной, попадает в зону риска. Конечно, чем дальше, тем меньше шансов попасть, меньше заряд… Но это проблема для России», — говорит эксперт.

Он отмечает, что часть предприятий, по которым пытались нанести удар, работают на экспорт, другая — на внутренний рынок.

«Мы производим бензина почти столько же, сколько и потребляем. 90% идет на внутренний рынок и 10% экспортируется. Например, произошла поломка на НПЗ „Лукойла“ в Нижнем Новгороде, не связанная с атаками. Он производил 10% российского бензина. И поэтому пока не восстановили работу предприятия, у нас нет на экспорт бензина», — говорит Игорь Юшков.

Эксперт отмечает, что с дизельным топливом проще, потому что Россия экспортирует половину произведенного топлива.

«Потому запас прочности есть. Однако снижение экспорта бьет по компаниям и государству. Производители захотят сохранить финансовые планы и поднять внутренние цены. Поэтому, как ни крути, ущерб будет, если не защищать объекты, что является прерогативой государства и Вооруженных сил», — добавляет ведущий аналитик ФНЭБ

 

Иллюстрация: EADaily.

 

 Ранее, прошлым летом, ВСУ пытались атаковать корабли и военно-морскую базу в Новороссийске морскими беспилотниками-камикадзе. Пострадал танкер «Сиг». И большая часть судов по перевозке нефти и нефтепродуктов с тех пор по-прежнему пересекает Черное море по кривой траектории, стараясь держаться ближе к турецким берегам.

В министерстве энергетики России говорят, что ситуация с обеспечением топливом всех субъектов страны стабильная.

«Увеличено производство автомобильных бензинов крупными нефтяными компаниями, сокращён экспорт автомобильного бензина в дальнее зарубежье», — сообщает ведомство.

Там отметили, что работа терминала перевалки нефтепродуктов порта Усть-Луга восстановлена, а нефтеперерабатывающие заводы в Туапсе и Усть-Луге ориентированы на экспорт нефтепродуктов и не участвуют в обеспечении внутреннего рынка моторными топливами пятого экологического класса.

«Отгрузки автомобильного бензина на внутренний рынок в январе 2024 года увеличены и превышают показатели аналогичного периода прошлого года на 7% (на 150 тыс. тонн за 25 суток месяца), дизельного топлива — почти на 17% (на 490 тыс. тонн за 25 суток месяца). При этом экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива по сравнению с январем 2023 года сокращен на 37% и 23%, соответственно», — говорится в сообщении министерства.

По его данным, производственные планы и балансы производства и распределения на 2024 год показывают, что выработка бензина и дизельного топлива полностью покрывает потребности внутреннего рынка с учетом плановых ремонтов и экспортных поставок в дружественные страны.

«Кроме того, сформированы достаточные объёмы запасов для стабильного и бесперебойного обеспечения внутреннего рынка: по автомобильным бензинам — 1,9 млн т, по дизельному топливу — 3,9 млн т, что на 16% и 7% выше, чем в январе 2023 года», — сообщает министерство энергетики России.

Источник: EADaily, 01.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики