Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Bloomberg: Россия продает нефтепродукты в Европу через Ливию в обход санкций

Bloomberg: Россия продает нефтепродукты в Европу через Ливию в обход санкций

Речь идет о поставках на 5 млрд долларов в год. Как отмечает агентство, эта схема была раскрыта благодаря задержанию небольшого ливийского танкера в водах Албании в сентябре 2022 года

Одним из основных направлений экспорта российской нефти после начала СВО стала Ливия, при этом она поставляет топливо в Европу, включая такие страны, как Италия, Испания, Франция и Мальта, пишет Bloomberg.

Судно Queen Majeda — это небольшой танкер длиной чуть больше 70 метров, построенный 30 лет назад. В сентябре 2022 года он шел из ливийского порта Бенгази в албанский Порто-Романо с грузом нефтепродуктов на 2 млн долларов. В территориальных водах Албании к нему подошли корабли береговой охраны и предложили проследовать в другой порт, Дуррес. Там он и стоит уже больше года, причем до сих пор не разгруженный. По судовым документам топливо было произведено на заводах одного из подразделений Национальной нефтяной корпорации Ливии. Но албанские следователи полагают, что документы были подделаны, а на самом деле танкер перевозил российские нефтепродукты. То есть речь шла о реэкспорте.

Россия действительно поставляет топливо в Ливию и другие страны Северной Африки. Оттуда они попадают в Европу, хотя и не должны, отмечает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. Но, по его словам, крупнейшим перевалочным пунктом для российских нефтепродуктов является другая страна, к которой у европейцев претензий как будто нет:

«Ливия официально заявляет, что она перерабатывает сырую нефть, продает ее в Европу вместе со своими нефтепродуктами и своей нефтью, а российские готовые нефтепродукты, которые она покупает, оставляет для внутреннего рынка. Эта схема для них выгодна, потому что они получают российские нефтепродукты пусть и с небольшой, но со скидкой, а свои продают по рыночным ценам в Европу. В реальности они действительно могут оставлять российские нефтепродукты для внутреннего рынка. Но могут еще и реэкспортировать, а вот это уже запрещено. Об этом идет речь, по всей видимости. Но подобными схемами, справедливо можно сказать, пользуется не только Ливия, но и множество других поставщиков. Например, если мы посмотрим статистику Турции, а Турция теперь крупнейший покупатель российских нефтепродуктов в мире, то ровно настолько, насколько она увеличила импорт нефтепродуктов из России, настолько увеличила поставку этих же самых нефтепродуктов в Евросоюз, но к ней претензий нет».

Расследование Bloomberg основано на отчетах о передвижении кораблей, интервью с ливийскими официальными лицами и людьми, знакомыми с нефтяным бизнесом станы. Но никаких подробностей нет. Что касается самого танкера, задержанного в Албании, то, как отмечает агентство, даже резервуары для воды Queen Majeda были заполнены вовсе не водой, а топливом.

Все это вызывает много вопросов к самим расследователям, отмечает зампредседателя набсовета ассоциации «Надежный партнер», автор телегам-канала Oilfly Дмитрий Гусев:

«Никакой нормальный капитан в своей лодке вместо балластной воды топливо не повезет. Очень хочется посмотреть на весь этот процесс. Особенно понимая то, что, если не будет балластной воды, в случае каких-то волнений на море, капитан, что, будет ждать, пока его лодка перевернется? Или будет сливать дизель в море? Это какая-то сказка. Просто песня. Может быть, это правда, я не спорю. Но, если издание позиционирует себя СМИ высокого качества, оно должно давать больше базовой информации, чтобы все могли ее идентифицировать и проверить».

В публикации Bloomberg говорится, что задержанный в Албании танкер участвовал в схеме контрабандных поставок российского топлива в Европу через Ливию на 5 млрд долларов в год. Откуда взялась эта цифра, тоже не очень понятно.

Источник: BFM.RU, 09.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики