Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страны ОПЕК+ резко сократили добычу нефти в январе

Страны ОПЕК+ резко сократили добычу нефти в январе

Среднесуточная добыча нефти странами – участницами сделки ОПЕК+ в январе 2024 г. по сравнению с декабрем 2023 г. снизилась на 340 000 барр. и составила 41,2 млн барр. Об этом говорится в исследовании S&P Global Commodity Insights. Сокращение в начале этого года стало самым серьезным за последние полгода.

В документе отмечается, что добыча нефти снизилась на фоне добровольного сокращения производства в нескольких странах ОПЕК+ и протестов в Ливии (бастовали жители региона Феццан на юго-западе страны). Из-за событий в Ливии добыча на крупнейшем в стране нефтяном месторождении Шарара, дававшем по 300 000 барр./сутки, не велась в течение 18 дней. В результате добыча нефти в стране упала за месяц на 120 000 барр./сутки и составила 1,02 млн барр. Это самое существенное снижение среди всех стран ОПЕК+. 

Основная часть сокращения добычи – 310 000 барр./сутки – пришлась на 12 стран, входящих в ОПЕК, поясняет S&P. Остальные участники сделки ОПЕК+ (не входящие в ОПЕК государства) снизили показатель лишь на 30 000 барр./сутки из-за слабого сокращения добычи в России и Омане.

Совокупный объем добычи 18 стран ОПЕК+ (помимо Ливии, Ирана, Венесуэлы и Бразилии, не имеющих квот) в январе был на 275 000 барр./сутки выше ограничений, отмечается в исследовании. Больше всех превысил допустимый порог Ирак – на 270 000 барр./сутки, чем сгладил недобор до разрешенных квот во многих африканских странах альянса. Добыча Ирака в январе составила 4,27 млн барр./сутки – на 80 000 барр./сутки ниже, чем в декабре.

Саудовская Аравия в январе увеличила добычу нефти на 20 000 барр./сутки, но, несмотря на это, добывала на 10 000 барр. меньше своей квоты, или 8,97 млн барр./сутки. Россия снизила производство нефти на 10 000 барр. по сравнению с декабрем 2023 г. до 9,42 млн барр./сутки (на 30 000 барр. ниже квоты), говорится в документе.

Девять участников ОПЕК+ начали добровольно сокращать добычу нефти в 2023 г. для поддержания баланса на рынке. Первой в марте снизила добычу на 500 000 барр./сутки Россия, затем с 1 мая к ней присоединилось еще восемь стран объединения. Общее снижение добычи составило 1,66 млн барр./сутки.

С июля Саудовская Аравия стала добывать еще на 1 млн барр./сутки меньше, а Россия в августе урезала экспорт нефти на 500 000 барр./сутки (с сентября снижение составляло 300 000 барр.). В конце ноября страны договорились о продлении добровольных сокращений на I квартал 2024 г. в размере 2,2 млн барр./сутки. Россия при этом продлила действие добровольного снижения добычи на 500 000 барр./сутки до конца 2024 г., в течение I квартала также продолжит действовать обязательство по снижению экспорта нефти и нефтепродуктов на 500 000 барр./сутки. Из них сокращение экспорта на 200 000 барр./сутки будет обеспечено за счет нефтепродуктов, пояснял ранее российский вице-премьер Александр Новак.

 

По мнению аналитиков S&P, падение добычи нефти в январе 2024 г. может говорить о дальнейшем сокращении доли рынка ОПЕК+ (сейчас – около 40%). Это происходит на фоне наращивания производства в США, Канаде, Гайане и Бразилии, отмечается в исследовании. Бразилия вступила в ОПЕК+ 1 января 2024 г., но на нее еще не распространяются добычные квоты, а Гайане пока только предложили присоединиться к картелю.

На снижение доли ОПЕК+ в общемировой добыче влияет борьба картеля за улучшение слабых перспектив на нефтяном рынке на фоне низкого роста экономики Китая, а также волатильность котировок из-за нестабильной ситуации в Европе и на Ближнем Востоке, полагают в S&P. Добровольное сокращение добычи нефти отдельными странами ОПЕК+ может стать яблоком раздора среди стран – участниц соглашения в ближайшие месяцы, полагают аналитики.

По данным биржи ICE, апрельские фьючерсы на Brent 9 февраля торговались по $82,2/барр.

Страны ОПЕК+ еще в июне 2023 г. договорились о сокращении добычи нефти с 1 января 2024 г., поэтому добровольное снижение производства до конца 2023 г. позволило картелю выбрать установленные квоты с опережением, поясняет эксперт по энергетике Кирилл Родионов.

Дисциплина участников всегда была болезненной темой для ОПЕК+, потому что все договоренности «держатся на хрупком доверии», подчеркивает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его мнению, если участники соглашения ОПЕК+ не будут реагировать на случаи выхода из сделки, то за Анголой, покинувшей картель в декабре 2023 г., могут последовать и другие страны, для того чтобы наращивать производство нефти «по максимуму». Однако пока угрозы для ОПЕК+ нет, полагает Юшков.

Руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев также считает, что сделка ОПЕК+ с высокой вероятностью будет продлена после 2024 г. на фоне замедления экономик в развитых странах и роста предложения вне ОПЕК+.

В частности, рост добычи нефти ожидается в Бразилии и Гайане, указывает Родионов. Например, Гайана нарастит показатель с текущих 600 000 барр./сутки до 1 млн барр./сутки к 2027 г. США, как ожидается, увеличат объемы экспортных поставок с 4 млн до 6 млн барр./сутки также к 2027 г. с вводом в эксплуатацию нефтеналивного терминала SPOT на берегу Мексиканского залива, добавляет он.

Автор: Дарья Савенкова

Источник: Ведомости, 12.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики