Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стоит ли России переходить на "зелёную энергетику" – плюсы и минусы

Стоит ли России переходить на "зелёную энергетику" – плюсы и минусы

Эксперты ЦБ РФ заключили, что "зелёный переход" в России приведёт к ухудшению благосостояния общества. Metro выяснило, насколько важно для Москвы развивать возобновляемые источники энергии

Что в Евросоюзе?

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков пояснил Metro, что Евросоюз просто вынужден сейчас переходить на "зелёную энергию". Дело в том, что единственное значительное место добычи традиционных углеводородов у европейцев – Северное море, однако в нём их запасы подходят к концу. Поэтому необходимы альтернативные источники энергии.

– Приходится выбирать: либо делать упор на импорт, а значит, возникнет зависимость от внешних поставщиков, либо переходить на другой источник энергии, который можно добывать здесь и сейчас, – отметил эксперт.

Правда, для создания инфраструктуры по выработке зелёной энергетики нужны полезные ископаемые – например, литий и графит. Но европейцы понимают – благодаря этому капиталовложению они смогут избавиться от зависимости от стран-поставщиков.

– Может быть, в Европе кто-то и беспокоится из-за глобального изменения климата и тому подобного, но главная причина перехода на зелёные источники энергии – жажда избавиться от зависимости от поставок.

А что в России?

В России такой проблемы нет, подчеркнул Юшков. Наша страна – мировой лидер по запасам газа, также она входит в шестёрку государств по запасам нефти. Так что Москве не грозит зависимость от поставок других стран. При этом переход на зелёную энергетику всё же может оказаться полезным (в определённых ситуациях).

Во-первых, сделать упор на неё выгодно в изолированных районах, куда далеко и дорого "тянуть инфраструктуру".

– Можно построить "ветряк", который обеспечит всех энергией. Или поставить солнечные панели там, где много солнца, но нет другой инфраструктуры. А вот массово строить станции по добыче возобновляемой энергии там, где уже стоят крупные электростанции, экономически нецелесообразно.

Вторая причина обратить внимание на зелёную энергию – пограничный углеродный налог, введённый Евросоюзом.

– Когда европейцы продвигали климатические инициативы, то сказали: "Мы очень ответственные, выполняем Парижское климатическое соглашение по сокращению выбросов парниковых газов, спасаем планету, а вот остальные – нет. Надо как-то их простимулировать. Поэтому мы введём углеродный пограничный сбор – будем отслеживать, какой углеродный след есть у разных товаров".

Эксперт объяснил, как это работает. Например, если произведённый в Китае свитер сшили на фабрике, которая питается от угольной электростанции, то у него будет большой углеродный след. Евросоюз предложил отслеживать этот след и облагать его налогом, чтобы "стимулировать к отказу от грязной энергии".

По словам Юшкова, в России эта проблема решалась по следующей схеме. Многие фирмы заключали контракты с производящими энергию компаниями на покупку электричества, добытого из возобновляемых источников, чтобы потом, когда налаживались поставки их товаров в Евросоюз, иметь на руках сертификат о низком углеродном следе.

– Однако сейчас товарооборот с Евросоюзом радикально снизился, поэтому практически нет смысла ориентироваться на европейский рынок, – продолжает Юшков. – Спрос на возобновляемые источники энергии от этого падает. Сейчас в целом сильно снизились экономические перспективы для их развития.

Кроме того, переориентирование на зелёную энергию сильно скажется и на общем благосостоянии в России. Порядка 35% дохода в бюджет идёт от продажи нефти и газа. Их добыча в России легко покрывает собственные нужды и нужды стран-импортёров.

– Зачем нам отказываться от относительно дешёвых ископаемых источников энергии? Нам постоянно пытаются навязать, что традиционная энергетика – это плохо. Но нет – это наше конкурентное преимущество. Их активная добыча позволяет сохранять довольно низкие цены на электроэнергию и топливо внутри страны. Без этого у нас дела были бы гораздо хуже.

Так что делать?

Развивать проекты по зелёной энергии нужно параллельно, считает Юшков. Для этого в стране есть все мощности и технологии. Росатом уже предпринимает попытки по выходу на рынок ветряков и солнечных панелей. Компания в целом продвигает комплексное использование возобновляемой энергетики и атома, потому что последний может всегда давать один и тот же объём энергии, некий базовый уровень.

При этом нужно отходить от мнения, что зелёная энергетика – это всегда хорошо, подчеркнул специалист. Через продвижение зелёной повестки, введение нового налогообложения и порицание использования традиционных источников энергии Запад пытается создать рычаги давления, в том числе и на Россию.

– Давайте объявим моратории на исполнение парижского соглашения, пока с России не снимут санкции, в том числе запрещающие поставки в РФ энергетического оборудования. Это создаёт прямую проблему для распространения возобновляемых источников энергии. Вы планету хотите спасти или Россию наказать? Раз вы Россию наказываете, тогда почему мы-то должны думать о планете, раз вы о ней не думаете? – подчеркнул эксперт.

Юшков также напомнил, что, вводя запрет на импорт российских нефтепродуктов, Запад просто перенаправил их поток в Индию, где они теперь перерабатываются, а после – попадают в Европу. При этом увеличивается количество выбросов парниковых газов.

– Почему в Европе об этом не думают? Мне кажется, в российском обществе слишком идеализируют зелёную повестку. Но в реальности здесь скрываются исключительно экономические инструменты по давлению на незападные экономики, – резюмирует эксперт.

Источник: Metro, 15.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики