Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Россию нельзя напугать новым ценовым потолком на нефть

Почему Россию нельзя напугать новым ценовым потолком на нефть

​Не так важна высота этого потолка, как его наличие.

В США заговорили об ужесточении ценового потолка на российскую нефть. Об этом, в частности, на прошлой неделе заявил первый заместитель главы американского Минфина Уолли Адейемо.

По словам чиновника, нефть — это самый прибыльный экспортный ресурс России, и введённые уже ограничения в прошлом году снизили доходы РФ на 40%.

«Сегодня мы введём дополнительные ограничения, касающиеся потолка цен, что повысит расходы России на обход (этого ограничения, — прим. ред.), а также укрепит нашу политику, которая направлена на снижение доходов Кремля и в то же время позволяет нефти поступать на рынок», — пояснил Адейемо.

ForPost поинтересовался у ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова о последствиях ужесточения ценового потолка на российскую нефть.

Странный эффект

Введение ценового потолка на российскую нефть — это следствие неправильной политики США относительно российских энергоресурсов в самом начале санкционного противостояния.

Тогда, весной 2022 года, США ввели самозапрет на поставки российских энергоресурсов, то есть нефти и нефтепродуктов, а также газа и угля. Исключение составило лишь ядерное топливо.

Таким образом, США с 1 апреля 2022 года сами не покупали энергоресурсы из РФ, а в ЕС попросту боялись это делать, считая отношения с Россией токсичными и опасными.

«В какой-то момент США были для России основным рынком, куда поставлялись нефтепродукты, прежде всего дизель и мазут. Тогда России потребовалось всего несколько недель, чтобы перенаправить нефть и нефтепродукты в Азию, но при этом пришлось и сократить добычу нефти. Однако из-за этого на западном рынке образовался дефицит, цены взлетели до 120 долларов за баррель. Получился странный эффект, когда санкции были введены против России, но пострадали от этого сами санкционирующие западные страны. При этом, несмотря на введённые санкции, благодаря подъёму мировых цен на нефть Россия смогла заработать столько же. Именно в этот момент и был придуман потолок цены», — рассказал историю вопроса Игорь Юшков.

Суть идеи заключалась в том, чтобы дать России возможность экспортировать свою нефть, чтобы насыщать ею мировой рынок, но при этом внедрить ограничения в сегментах, которые контролируются Западом.

Упереться в потолок

Суть ценового потолка в 60 долларов за баррель заключается не в эмбарго на поставки самой нефти, а в запрете на перевозки нефти морским транспортом и страхование таких перевозок, если цена превышает установленный порог при погрузке на танкер.

Однако, если нефть уже дошла до страны-потребителя, то она может быть ею приобретена по абсолютно любой цене.

«Иными словами, покупать российскую нефть можно по любой цене, но перевозить нельзя, если нефть стоит больше 60 долларов за баррель. С 5 декабря 2022 года эти санкции заработали одновременно во всех странах Запада. Американцы рассчитывали, что таким образом Россия либо будет продавать нефть по 60 долларов за баррель, либо вообще ничего не сможет вывезти. Но на практике сложилось иначе. Мировой танкерный флот разделился на две части. Выделился «теневой» флот — а это порядка 1 тыс. танкеров, которые стали перевозить российскую нефть, а также подсанкционную нефть из Венесуэлы и Ирана. Половина из этих танкеров работают только на российскую нефть. Весь остальной танкерный флот работает с американской, арабской, иракской нефтью, а российскую перевозить попросту не берётся, даже если она стоит ниже ценового потолка», — рассказал Юшков.

При этом, по словам эксперта, чаще всего владельцы «теневого» танкерного флота — это не российские компании.

Однако владельцы судов не особо опасаются западных санкций, поскольку изначально не имеют отношений со странами Запада.

Тени на потолке

По словам Юшкова, добиться полноценного эффекта от введения ценового потолка на российскую нефть Западу в результате не удалось.

«Да, у России выросли издержки на перевозку нефти, но, тем не менее, она в полном объёме поступает на альтернативные рынки благодаря перевозкам «теневым» флотом», — пояснил эксперт.

Кроме того, для поставок российской нефти применяется и по сути обособленная от Запада финансовая инфраструктура.

«Расчёты идут не в долларах или евро, а в национальных валютах, прежде всего в китайском юане, они проводятся не через западную систему SWIFT, а по альтернативным каналам. Трейдеры тоже зарегистрированы не в России и не на Западе, то есть образовался некий новый рынок трейдеров, которые работают с подсанкционной нефтью, причём не только из РФ, но и из Венесуэлы и Ирана», — пояснил Юшков.

Иными словами, в результате введения ценового потолка сложилась ситуация, когда и нефть из России свободно продаётся в Азию, и сам по себе потолок довольно просто оказалось обойти, хотя расходы на транспортировку нефти из РФ всё же увеличились, хотя и не критично.

«Собственно, деньги и берут за то, чтобы игнорировать потолок цены. Поэтому будет он больше или меньше — не имеет значения. То есть, только факт его наличия добавляет эти издержки, но величина потолка не важна», — пояснил аналитик Юшков.

Без коррекции

Игорь Юшков также напомнил, что когда ценовой потолок только вводился, страны Запада договорились его корректировать каждые два месяца по формуле: средняя цена на нефть из РФ за последние два месяца минус 5%.

«Предполагалось, что потолок цены на российскую нефть будет регулярно снижаться и Россия будет зарабатывать всё меньше и меньше. Однако по сей день ни одной коррекции не было. А какой смысл его пересматривать, если требование о потолке цены и так не выполняется? В последние два месяца цена на российскую нефть вообще была выше 70 долларов за баррель. При таких условиях, если корректировать потолок по предложенной формуле, то он только вырастет. Для Запада это будет выглядеть как ослабление санкций против РФ. Пойти на это они не могут. А если они просто снизят уже введённый потолок, то это в очередной раз только акцентирует внимание мирового сообщества на том, что введённое ограничение не соблюдается. А это дискредитирует санкции», — пояснил Юшков.

Вместо резюме

Обобщая всё сказанное, Игорь Юшков отметил, что даже если ценовой потолок на российскую нефть будет снижен, интересы страны вряд ли пострадают от этого:

«Всё, что нам рассказывали на Западе относительно санкций против российской нефти, на деле не работает, как задумывалось. Власти РФ всегда транслировали нефтяным компаниям задачу добычи нефти в необходимом объёме и доставки её до мирового рынка путём отгрузки в портах. Дальше — дело трейдеров. Поэтому ценовой потолок выявил, конечно, проблему необходимости поиска не только новых покупателей, но и непосредственно трейдеров».

Второй пласт проблем, по словам нашего собеседника, — это отсутствие собственного танкерного флота.

«Пока Россия делает танкеры в недостаточном количестве, к тому же часть из них производится в кооперации с недружественными странами, например, с Южной Кореей. Такая же проблема существует и по морским газовозам. И в этом направлении нашей стране предстоит развиваться. Помимо этого, в доработке нуждается и система финансовых расчётов с тем, чтобы транзакции были не видны санкционирующим странам», — пояснил Юшков.

Иными словами, успешное решение этого блока проблем будет способствовать увеличению выгоды РФ от продажи ответственной нефти на экспорт.

Напоследок стоит отметить, что вряд ли стоит всерьёз относиться к оценкам США о падении нефтяных доходов РФ на 40%. Поскольку в прошлом году к октябрю нефтегазовые доходы России уже были в полтора раза выше, чем в 2022 году.

При этом в конце года вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что «в денежном эквиваленте российский энергетический экспорт практически вышел на показатели 2021 года и остаётся на комфортном для бюджета и компаний уровне». Он также отметил, что экспорт сырой нефти в 2023 году превысит на 7% показатель 2021 года и составит 250 млн тонн.

Как будет развиваться ситуация в нынешнем году, пока можно только предполагать, однако эксперты уверены, что на любую антироссийскую уловку быстро найдётся противовес.

Автор: Андрей Мединский

Источник: ForPost, 26.02.2024 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики