Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экстренные запреты экспорта нефтепродуктов становятся нормой

Экстренные запреты экспорта нефтепродуктов становятся нормой

Правительство предупреждает топливный кризис неординарными мерами

Запрет вывоза нефтепродуктов, который впервые в истории страны вводился в прошлом году, казался краткосрочной антикризисной мерой. Но сегодня власти объявили о запрете экспорта бензина с 1 марта сроком на полгода. Накануне власти сообщили о снижении объемов нефтепереработки в стране на 7% (см. «НГ» от 21.02.24). Нынешний запрет стабилизирует внутренние цены и не приведет к топливному кризису, который мы видели в прошлом году. Примечательно, что Россия запретила вывоз топлива в тот момент, когда в Европе обострились проблемы с его поставками.

Правительство РФ планирует ввести запрет на экспорт бензина с 1 марта сроком на полгода, сообщил информагентствам представитель вице-премьера Александра Новака во вторник.

Нормативы продаж дизеля на бирже также планируется увеличить до 16%. Запрет экспорта позволит компенсировать рост спроса в весенний и летний периоды, на которые приходятся отпуска и полевые работы, а также во время плановых ремонтов НПЗ. Ограничение не затронет страны ЕАЭС, Южную Осетию, Абхазию, Монголию и Узбекистан.

Интерфакс со ссылкой на источники еще в середине января сообщал, что правительством рассматривается запрет на экспорт всего товарного бензина на фоне увеличения «внеплановых ремонтов нефтезаводов».

В ответ на решение властей биржевые цены на бензин во вторник развернулись и пошли вниз. Как свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), по национальному индексу цена АИ-92 упала сразу на 3,34% – до 47,9 тыс. руб. за тонну, АИ-95 дешевел на 0,81%, до 57,5 тыс. руб/т. Также снизилась стоимость всех видов дизельного топлива, которое тоже дорожало последние несколько торговых сессий. Для сравнения: днем ранее бензин дорожал на торгах на 1–1,3%, следовало из данных СПбМТСБ.

Биржевые цены на бензины начали расти в начале января, сразу после того как появились первые слухи о проблемах на НПЗ. Российские чиновники сообщали, что из-за остановки заводов нефтепереработка в РФ снизилась с начала года примерно на 7% (с января по 18 февраля 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023 года. – «НГ») (см. номер от 21.02.24). При этом российские власти уверяли в стабильности ситуации на внутреннем рынке с обеспечением бензинами.

Россия не впервые вводит запрет на экспорт бензина. Предыдущий действовал с 21 сентября по 17 ноября 2023 года. Тогда он был введен для стабилизации цен на внутреннем рынке моторного топлива, решение об отмене было принято после насыщения внутреннего рынка и создания профицита предложения. Кроме того, с 21 сентября 2023-го в России был запрещен экспорт летнего дизельного топлива, также из-за необходимости насыщения внутреннего рынка. Этот запрет был отменен с 22 ноября.

Тогда же в Минэнерго РФ не исключили возврата запрета на экспорт автомобильных бензинов в случае необходимости.

Эксперты считают решение властей верным. «Правительство готовится к проблемам на топливном рынке загодя, переходя от реактивных к проактивным действиям. Для рынка и для потребителей это хорошее решение, учитывая, что лето в Европе и Северной Африке будет непростым из-за проблем с логистикой в Красном море, что приведет к росту цен на бензин в Европе и Африке», – считает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

Однако влияние на отрасль может быть и негативным, так как правительство более 20 лет не прибегало к прямым ограничениям экспорта, используя таможенно-тарифные меры и вербальные интервенции, рассуждает эксперт. «Если это станет постоянным решением, то для отрасли (такая мера) может создать серьезные проблемы в будущем», – говорит Кондратьев.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислава Митраховича, запрет на экспорт бензина – не очень жесткая мера. «Россия экспортирует мало бензина, около 10% от того, что вообще производит», – обращает внимание он.

«Запрет экспорта бензина из России не окажет влияния и на мировую конъюнктуру», – согласна аналитик «Цифры брокер» Наталия Пырьева. По ее словам, новые меры направлены исключительно на поддержание стабильности на топливном рынке внутри страны.

Мировой рынок бензина оценивается в 1,3 трлн т в год, и выпадение российского экспорта не окажет существенного влияния на мировые обороты этого вида топлива, добавляет доцент Института управления и регионального развития РАНХиГС Тамара Сафонова.

Но если будет введен запрет на экспорт дизеля – это окажется более значимо, отмечает Митрахович. «Россия экспортирует половину дизеля, который она производит. В случае запрета экспорта дизеля мы вернемся к той же проблеме переполнения хранилищ. Не случайно осенью 2023 года запрет на экспорт всех нефтепродуктов продержался всего лишь пару недель», – указывает эксперт.

Решение о запрете экспорта бензина РФ принимает на фоне спада нефтепереработки в США и снижения поставок дизельного топлива в Европу. Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на данные компании Kpler, европейский импорт дизельного топлива из США сократился почти вдвое в феврале – до 6,65 млн барр. по сравнению с 11,44 млн барр. в январе, что стало самым высоким показателем с августа 2017 года. Поставки упали в связи со снижением переработки на американских НПЗ. Так, завод New tab Whiting в Индиане, перерабатывающий 435 тыс. барр. в сутки, был вынужден закрыться в начале февраля из-за перебоев в подаче электроэнергии. На ряде других НПЗ проводились плановые ремонтные работы. Коэффициент загрузки нефтеперерабатывающих заводов США снизился с почти 93% в начале года до 80,6% в феврале, что стало самым низким показателем с декабря 2022 года, передает Reuters.

Цены на дизельное топливо в Северо-Западной Европе стабильно росли в течение всего февраля, составив в среднем более 118 долл. за баррель по сравнению со 109 долл. годом ранее. А поскольку европейские НПЗ намерены провести собственные ремонтные работы в марте и апреле, европейские цены на дизельное топливо могут вырасти еще больше, считают аналитики Kpler. «Европейское дизельное топливо является ключевым продуктом, подверженным риску из-за перенаправления маршрутов и доступности поставок, говорят эксперты Macquarie.

По мнению российских экспертов, Европа может столкнуться с дефицитом дизеля. «Импорт из США дизеля в ЕС сократился более чем на 40% в феврале по сравнению с январем. Кроме этого, в ЕС существенно сократились поставки горюче-смазочных материалов (ГСМ) из Индии, которая за первую половину февраля снизила их в 11 раз. Средний объем поставок из Индии в ЕС за первые две недели февраля составил около 18 тыс. барр. в день. Причина – ситуация в Красном море, связанная с непрекращающимися атаками йеменских хуситов. В настоящее время Индия переориентирует трафик в Азию», – объясняет аналитик «Финам» Николай Дудченко. Он не исключает, что дизельный кризис может ускорить инфляцию в Европе. «В январе инфляция в ЕС опять ускорилась. Индекс потребительских цен вырос на 2,8% в годовом выражении. Напомним, что таргет для Европейского центрального банка продолжает оставаться на уровне 2%. Рост инфляции будет означать невозможность перехода Европейского центробанка к смягчению монетарной политики (снижению ставки), что может усугубить рецессию в отдельных странах», – рассуждает аналитик.

Европа при этом уже в меньшей степени зависит от поставок российских нефтепродуктов. По данным Eurostat, по итогам 2023 года страны ЕС закупили российской нефти, нефтепродуктов и газа на сумму в 29 млрд евро, что оказалось почти в три раза меньше, чем годом ранее. Однако до начала украинского конфликта Россия поставляла в ЕС 91 млн т нефтепродуктов, что составляло 14% от потребности региона. В 2022 году, до введения эмбарго на российские нефтепродукты, поставки российского дизеля в ЕС оказались рекордными, достигнув 720 тыс. барр. в сутки в декабре.

Автор: Ольга Соловьева

Источник: НГ, 27.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики