|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кому интересен украинский транзит? Кому интересен украинский транзит?Кто покупает газ РФ через ГТС Украины и заинтересован в продлении транзитаУкраина заявила, что не будет продлять контракт с «Газпромом» на транзит российского газа после 2024 года, в Еврокомиссии подтвердили, что не нуждаются в этом транзите. В России спокойны. Представители Украины заявили, что не будут ведут разговоры с «Газпромом» о пролонгации договора по транзиту голубого топлива в Европу, который закончится в конце этого года. Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон сообщила украинской стороне, что в ЕС интереса к продолжению действия этого договора нет. «Мы научились жить без российского газа, поворота назад не будет. ЕС, как я сказала украинскому министру энергетики, не заинтересован в продлении соглашения, которое завершается в текущем году», — сказала еврокомиссар. Контракт был подписан между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» под занавес 2019 года сроком на 5 лет с возможностью продления на 10 лет. Подписание стало результатом многолетних взаимных судебных исков с обеих сторон. Важно то, что Россия в тот момент готовилась запустить поставки газа по «Турецкому потоку», который также частично выходил на территорию Европы, и чуть позже — по «Северному потоку-2». Украина всячески пыталась воспрепятствовать строительству обходных маршрутов поставки российского газа, но при этом не было никаких подвижек с модернизацией украинской газотранспортной системы. В позапрошлом году США ввели санкции против «Северного потока-2», а России нужны были маршруты для доставки газа по уже заключенным долгосрочным контрактам. «Даже в 2019 году, когда мы заключали новый транзитный контракт, понимали, что „Газпром“, в принципе, может обойтись вообще без транзита через Украину, даже без „Северного потока-2“. Сейчас многие об этом забывают, но „Газпром“ готовился к такому сценарию», — говорил глава «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко. По действующему транзитному соглашению РФ оплачивает транспорт по украинской трубе 65 млрд куб. м газа за 2020-й, а затем 40 млрд куб. м в 2021–2024 гг. То есть, это контракты ship-or-pay — можешь не поставлять газ, но оплатить транзит обязан. Минус одна веткаВ марте 2022 года Украина перекрыла одну из веток, идущих по своей территории, — через ГИС «Сохрановка», — объяснив тем, что не собирается отвечать за транспортировку газа на неподконтрольных территориях, и заявив о форс-мажоре. «Газпром» со своей стороны сообщил, что не видит никаких препятствий для продолжения работы украинских спецов на «Сохрановке», форс-мажор не признал, а также пояснил, что перенести все транзитные объемы на ГИС «Суджа», как предлагает украинская сторона, технологически не представляется возможным. Имея работающий «Северный поток» и предоплаченный транзит по Украине «Газпром» не бронировал мощности газопровода «Ямал-Европа» через Польшу, в результате газопровод начал использоваться в реверсном режиме, а введенные в 2022 году контрсанкции и вовсе запретили «Газпрому» поставлять газ по газопроводу. В сентябре 2022 года был взорван «Северный поток» и одна из ниток «Северного потока-2». Таким образом, работающими для европейского рынка остались часть украинского маршрута и «Турецкий поток». В то же время, не приняв предложенную Россией в условиях запрета на использование системы SWIFT схему расчетов за российский газ, многие европейские компании отказались его покупать. В результате после почти 200 млрд кубометров газа, поставленных в 2021 году, в прошлом году Европа закупила примерно в 5 раз меньше. Через ГТСУ прокачивалось в среднем 40 млн куб. м газа в сутки или около 15 млрд куб. м в год. Как подсчитал замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, в 2023 году 8,1 млрд куб. м газа поступило в австрийский хаб Баумгартен (часть вероятно ушла соседям Италии, Венгрии и Словении с Хорватией), 3,2 млрд куб. м — в Словакию (из этого объема вероятно 0,6 млрд ушло в Чехию в IV квартале), 2 млрд куб. м — в Молдову с Приднестровьем, еще 1,7 млрд куб. м составил реверс на Украину (причем в основном физический). Политический выход из долгосрочных контрактов с РФНедавно министр энергетики Австрии Леоноре Гевесслер призвала подготовить выход из договоров о поставках российского газа, которые заключил концерн OMV. В компании заявили, что готовы, но нужна нормативная база. Дело в том, что исторически долгосрочные контракты подписываются с условием take-or-pay (бери или плати) — то есть компания может отказаться брать газ, но оплатить его она обязана. Поэтому нужно основание для признания этого условия форс-мажором — например, введение санкций. Но еще ни одна страна не ввела эмбарго на закупку российского газа. OMV и «Газпром» имеют контракт до 2040 года. По данным австрийского Минэнерго, доля российского природного газа в энергобалансе Австрии в декабре 2023 года достигла 98%, в среднем уровень составлял около 65%. Госпожа Гевесслер же призвала заменить газ из России биогазом из органических отходов. «Каждой навозной куче свою электростанцию», — призвала она. Оппозиция полагает, что это политический ход в преддверии выборов осенью, и приведет он к росту цен, став «выстрелом в свое же колено». Варианты решения вопроса с украинским транзитомТаким образом, пока покупатели в Европе у «Газпрома» остаются, и не исключено, что понадобится и украинский транзит. Но и Украина лишится средств в случае прекращения поставок. Витренко раньше говорил, что в течение пяти лет Украина получит $7,2 млрд за прокачку 225 млрд куб. м газа. Аналитик проектного центра по энергопереходу и ESG «Сколтеха» Сергей Капитонов говорит, что Украина получает за транзит российского газа порядка $1 млрд или чуть больше в год. «Без российского газа украинская ГТС деградирует. В таком случае любые потенциальные роли хабов на европейском газовом рынке, водородных историй, тоже будут Украине недоступны — без прокачки российского газа с востока на запад в течение нескольких лет система придет в негодность», — сказал он. Впрочем, для европейских компаний бОльшую ценность, скорее, представляют украинские подземные газовые хранилища (ПХГ), мощность которых сейчас составляет около 30 млрд куб. м газа, а европейские трейдеры хранят там около 2,5 млрд куб. м. «ПХГ — это то конкурентное преимущество, которое есть у Украины, если она будет и дальше интегрироваться в европейский газовый рынок. Когда „Газпром“ в свое время делал предложение по вхождению в капитал украинской ГТС, ему были интересны, конечно, не старая труба, а ПХГ», — сказал Капитонов. Впрочем, он сомневается, что, учитывая вектор Европы на энергетический переход и существенную экономию потребления газа — из европейского энергобаланса ушло фактически 100 млрд кубометров за два года, — им будут нужны украинские ПХГ. «Полагаю, что в такой степени, которую Украина может предложить, наверное, не нужны. Поэтому, конечно, сохранение транзита для Украины — это стратегически было интересно», — добавил он. Впрочем, аналитики считают, что Европа сможет отказаться от российского газа совсем, но это будет дорого стоить. «Что-то из этого объема, вероятно, можно заместить за счет увеличения импорта СПГ через терминалы в Италии, Греции, Хорватии и Польше. Но, разумеется, с большими дополнительными издержками и, вероятно, с дополнительным негативным воздействием на цены для потребителей. Но в целом для Юго-Восточной Европы это довольно серьезный источник поставок газа — 16% от импорта. А для австрийского хаба в Баумгартене и, например, Словакии — критически важный», — сказал Гривач. Кроме самих СПГ-терминалов нужна еще и внутренняя инфраструктура для распределения газа. И не будем забывать, что Европа вторую зиму живет в мягких погодных условиях и при сокращенном, в том числе за счет промышленности, спросе. Если же европейские компании все-таки изъявят желание получать российский газ, но транзитного договора не будет, можно провести трехсторонние, многосторонние переговоры и договориться о продаже газа на границе, о проведении аукционов по продаже газа на ежесуточной основе. «Это может быть балансирующией историей для Европы, которая может заказывать себе объемы газа в те дни, когда им надо, а „Газпром“ по каким-то выгодным условиям оплачивать мощности», — считает Капитонов. Либо придется перезаключать договоры, переносить точку сдачи газа на восточную границу Украины. В принципе, так сделала Венгрия, которая перенесла свои закупки с украинской ГТС на «Турецкий поток». Но Капитонов сомневается, что в «Турецком потоке», который загружен почти на 90%, хватит места для поставок газа той же Австрии. В России говорят, что не намерены инициировать переговоры, но готовы к сотрудничеству. Или же — есть построенная, невзорванная, но не запущенная ветка «Северного потока-2». Автор: Светлана Кристалинская Источник: OilCapital.ru, 27.02.2024 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|