Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспорт бензина из России запретят на полгода: что будет с ценами на заправках

Экспорт бензина из России запретят на полгода: что будет с ценами на заправках

Аналитик Юшков: запрет на экспорт бензина поможет избежать дефицита

«Вы что, хотите, как прошлой осенью?» - словно бы обратилось правительство к нашим нефтяникам. А прошлой осенью, как помнят автомобилисты и аграрии, у нас топливо подорожало. Не сильно: с января по октябрь-2023, по данным Росстата, цены на заправках выросли на 8% (при общей инфляции в 5,5%). Но бензин - товар особенный, даже небольшой рост цен воспринимается болезненно.

Причин того подорожания было несколько - тут и повышенный спрос в сезон отпусков, и падение рубля, из-за которого продавать топливо за границу многим производителям стало выгоднее. Уроки прошлого года власти усвоили. И вот уже с 1 марта правительство планирует на полгода запретить экспорт бензина. Ограничение не касается поставок в страны ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан), а также Узбекистан, Монголию, Абхазию и Южную Осетию.

Собственно, запрет на экспорт бензина мы уже проходили. Его ввели с 21 сентября по 17 ноября прошлого года, чтобы сбить рост цен. И это удалось: по итогам прошлого года бензин подорожал на 7,2%, это ниже общей инфляции (7,42%).

США обещали «разорвать российскую экономику в клочья»: Вот, что с ней на самом деле произошло за два года СВО

- Сейчас эта мера (ограничение на экспорт бензина - Прим. Ред.) тоже необходима, чтобы предотвратить дефицит топлива в период автомобильного сезона, - объясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - Традиционно было так: 90% от производимого топлива мы потребляли внутри страны, а 10% экспортировали (основной потребитель – Турция, потом Бразилия, Индия, Китай). Сегодня мы уже недополучаем эти 10% из-за аварии на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (в начале января там сломалась деталь компрессора и с тех пор идет ремонт - Прим. Ред.). Сколько производим, столько и потребляем. И чтобы защитить наш рынок от дефицита, вводится ограничение экспорта как превентивная мера. Это, кстати, поможет скопить небольшие излишки и пустить их в оборот летом.

Игорь Юшков уверен: по нефтяной отрасли запрет не ударит благодаря демпферу.

- Демпфер - это механизм, когда государство возвращает нефтяникам часть налогов, чтобы они сдерживали рост цен, - объяснял нам Юшков еще осенью. - Правительство обозначает примерный уровень цен на внутреннем рынке. И выплачивает нефтяным компаниям разницу между теми ценами, которые оно хочет видеть внутри страны, и тем, сколько компании могли бы получить, если бы экспортировали это топливо.

Государство тоже не сильно потеряет в доходах, потому что объем экспорта бензина небольшой. Стабильность на внутреннем рынке топлива гораздо важнее, чем недополученные налоги. А что касается цен на заправках…

- Цены на бензин, конечно, будут расти, но при таком раскладе не быстрее инфляции, - уверен Игорь Юшков.

КСТАТИ

Чем доступнее солярка, тем дешевле картошка

С 1 марта правительство также хочет увеличить норматив продаж дизельного топлива на бирже с 12,5% до 16% от объема производства. Иными словами, производители должны будут больше солярки продавать на оптовых биржах. Это поможет сдержать рост цен на дизельное: чем выше предложение, тем ниже «топливная инфляция».

- Это правильная мера, - поддерживает Игорь Юшков. Ведь на носу посевная, и чем дешевле дизельное топливо, тем ниже себестоимость фруктов-овощей.

Автор: Наталья Варсегова

Источник: KP.RU, 27.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики