Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без дефицита. Запрет на экспорт бензина избавит россиян от очередей на АЗС

Без дефицита. Запрет на экспорт бензина избавит россиян от очередей на АЗС

Правительство России запретило с 1 марта продавать бензин за рубеж, сделав исключение только для нескольких дружественных стран и членов Евразийского союза. Инициатором этого предложения выступил вице-премьер Александр Новак, а премьер-министр Михаил Мишустин его одобрил. Мера защитит внутренний рынок от дефицита и роста цен, объяснили aif.ru эксперты.

На упреждение

Правительство уже вводило временный запрет на экспорт бензина в сентябре 2023 года после сильного роста цен на сырьевой бирже и появления очередей на заправках в ряде регионов страны.

Новый запрет нужен, чтобы эта ситуация не повторилась весной и летом 2024 года, говорят эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков и директор фонда энергетического развития, член общественного совета Минэнерго РФ Сергей Пикин.

«Главная задача, которая стоит перед правительством, — не допустить дефицита топлива в периоды высокого спроса и тем самым избежать роста цен, опережающего общий уровень инфляции», — напомнил Пикин.

«Благодаря тому, что в этом году запрет на экспорт бензина вводится уже с 1 марта, то есть за несколько месяцев до периода максимального спроса, можно будет сделать некоторые запасы. Это как подушка безопасности. В результате внутренний рынок в мае и летом будет насыщен предложением. Что касается дизеля, то его экспортируется гораздо больше, и при необходимости можно будет просто отозвать часть экспортных объемов», — сказал Юшков.

НПЗ на ремонте

В январе этого года из-за поломки импортного оборудования приостановил работу крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод — Нижегородский НПЗ, что могло сыграть важную роль в принятии решения о запрете экспорта бензина, указали эксперты. По оценке Юшкова, этот завод производил около 10% всего бензина в стране — как раз примерно столько, сколько шло на экспорт. В результате оказалось, что продавать за рубеж, по большому счету, пока и нечего.

«Правительство стремится сыграть на упреждение, чтобы даже малейшего дефицита внутри страны не было. Мы и так едва укладываемся по балансу на внутреннем рынке: сколько производим, столько и потребляем. Если кто-то в такой ситуации стал бы экспортировать бензин, то это неизбежно привело бы к росту цен. Поэтому введен временный запрет», — пояснил Юшков.

Предположительно, Нижегородский НПЗ закончит ремонт оборудования уже в апреле, но точная информация об этом не разглашается, заметил Пикин. По его словам, другие заводы не будут спешить наращивать производство бензина, поскольку в этом случае они получат массу побочных продуктов нефтепереработки, включая мазут, которые придется где-то хранить и искать для них рынки сбыта.

«Когда у нас был, что называется, „через дорогу“, европейский рынок сбыта — нарастить производство бензина было проще. А сейчас, когда покупатели разбросаны по всему миру, сделать это стало сложнее. Так что расширить производство бензина в принципе можно, но возможности российских предприятий тут ограничены», — заметил он.

Фактор Украины

Помимо поломки на Нижегородском НПЗ, правительство учитывает и плановые ремонты других нефтеперерабатывающих предприятий, которые происходят каждый год. Кроме того, на предприятиях в Европейской части России вырос риск внеплановых поломок и простоев.

«Мы видим, что Украина целенаправленно бьет по НПЗ и системам хранения российского топлива. Многие из них были обстреляны, включая те, что находятся на значительном удалении от границы. Большого ущерба от таких ударов нет, но риски возрастают», — отметил Юшков.

Поскольку прогнозировать ущерб от украинских ударов по российской инфраструктуре невозможно, единственный способ застраховаться от их последствий — создать запасы топлива подальше от границы. И это еще одна причина ограничить экспорт, хотя и не главная, считает Пикин.

«Риск такой есть, отметать его нельзя. Но риск дефицита актуален по всей стране, в том числе и там, куда с Украины ничего не прилетает, вплоть до Дальнего Востока. Поэтому все-таки главное — это избежать дефицита бензина», — заключил эксперт.

Автор: Сергей Болотов

Источник: АиФ, 27.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики