|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киеву вопреки: Европа не хочет оставаться без российского газа Киеву вопреки: Европа не хочет оставаться без российского газаЭксперт Юшков: Россия невыгодно продление нынешнего контракта на транзит газаКонтракт на транзит газа в Европу через Украину истекает 31 декабря 2024 года. Украинская сторона неоднократно транслировала, что не планирует его продлевать. Однако несколько европейских стран крайне заинтересованы в сохранении этого маршрута. Какое решение в итоге примут и как оно отразится на потребителях, разбирался "Прайм". Вернуть нельзя оставитьОбсуждается несколько вариантов. Наиболее очевидный – продление действующего контракта. Но он маловероятен, поскольку на нынешних условиях неинтересен ни одной из сторон. Украина не настроена на продление по политическим мотивам, "Газпром" – в силу неопределенности долгосрочного спроса на российский трубопроводный газ в ЕС. "Мы не заинтересованы в контракте с прежним условием "качай или плати", ведь непонятны потребности Европы в газе в ближайшие годы. Кроме того, Запад может ввести санкции против "Газпрома", а других поставщиков там нет", - объяснил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Более реалистичный сценарий – переход с января 2025 года на краткосрочное бронирование мощностей через механизм аукционов. Об этом будет проще договориться. Тем более, с 2019 года Украина перешла на европейскую систему регулирования газовой отрасли, согласно которой обязана проводить аукционы, разыгрывая транзитные мощности. "Газпром" уже принимал участие в таких аукционах в 2021 году, когда нужно было качать в Европу дополнительные объемы. Это выгоднее, чем долгосрочный контракт, поскольку не применяется принцип "качай или плати". Скорее всего, аукционы будут проводить на месяц вперед. Основной вопрос, допустит ли Украина к участию "Газпром", и если нет, то кто будет бронировать мощности. Возможно, европейским покупателям придется пересмотреть точку сдачи, предусмотренную долгосрочными контрактами. И непонятно, как они будут договариваться с "Газпромом", не исключено, что появится посредник. В целом для российской стороны лучше передавать газ покупателям на границе, тогда все договоренности с Киевом лягут на плечи европейцев. В любом случае "Нафтогаз" выставляет условия для продления транзита. Одно из них – покупатель берет на себя содержание и ремонт ГТС, напомнил эксперт экономического факультета РУДН Тимофей Мазурчук. Иными словами, странам ЕС придется отвечать за функционирование линии на территории Украины, чинить и поддерживать систему. "Это вызвало у европейцев массу вопросов. Тем не менее, вариант рассматривается", - отметил эксперт. План "Б" тоже готовитсяАлармистский сценарий, который можно назвать "планом Б" – полное прекращение транзита. Сейчас он не столь велик, как в предыдущие годы, однако, несмотря на практически полный разрыв торговых отношений между Россией и Украиной, ежедневно "Газпром" подает в ЕС более 40 миллионов кубов газа, а в январе транзит составил 1,29 миллиарда кубов. В 2022-2023 годах система была загружена практически до максимума своих возможностей (до 99 процентов в ноябре 2023 года). От поставок из России зависят Словакия, Австрия, Венгрия. Заместить их из других источников невозможно. Альтернативные маршруты есть лишь у Венгрии – через "Турецкий поток". "Часть "украинских" объёмов можно перекинуть на турецкое направление. Но все же полностью взять на себя все 15 миллиардов кубов, которые прокачиваются через Украину, "Турецкий поток" не сможет", - рассуждает замглавы Института национальной энергетики, главный редактор ИнфоТЭК Александр Фролов. По его словам, полная остановка транзита в краткосрочной перспективе не нанесет значимого ущерба. Такое уже было в начале 2009-го, затем поставки возобновились. Проблема может возникнуть, если транзит остановится насовсем. Это ухудшит снабжение газом местного населения и вызовет проблемы с самим трубопроводом. Даже самая современная конструкция должна стабильно функционировать, иначе возможны серьезные неполадки, опасные как для людей, так и для окружающей среды. А украинская труба далеко не новая. Технически "Оператор ГТС Украины" может поддерживать работоспособность транзитных газопроводов и при нулевой прокачке, но это дорогое удовольствие и непонятно, кто за это будет платить. Поэтому, если транзит встанет более чем на год, придется говорить о демонтаже части компрессорных станций, а затем и самих труб. Но сразу на это не решатся. "Поэтому судьба этих газопроводов (прежде всего, это украинские участки "Уренгой – Помары – Ужгород" и "Прогресса") зависит от сроков потенциального прерывания транзита", - полагает директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. "Это создаст острый дефицит газа, который страны ЕС будут пытаться экстренно закрыть. "Есть разные оценки, насколько это возможно сделать. Население без газа и электроэнергии точно не оставят, но коммерческий сектор, особенно энергоемкая промышленность, в течение нескольких лет будет поставлена в условия жесткого кризиса", - считает он. Газ завтрашнего дняНо главное – закрыть не столько текущий дефицит, сколько потребности завтрашнего дня. Падение поставок в ЕС, спровоцированное санкционным давлением и подрывом инфраструктуры “Северных потоков” – временное явление, считает доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития Президентской Академии Тамара Сафонова. Причин несколько. Прежде всего, объем регазификации сжиженного природного газа, приобретаемого преимущественно в США, пока еще на низких уровнях. Это связано как с недостаточностью оборудования, так и с ценой и объемами поставок. А из-за решения американской администрации ограничить экспорт газа они и вовсе под вопросом. В 2025 году в мире запустят сразу несколько новых СПГ-проектов, на азиатских рынках он обычно дороже, и при необходимости его легко перекупят. Таким образом, Европа рискует столкнуться с нехваткой СПГ и резким скачком цен. Тогда европейцы станут сговорчивее, а в случае необходимости надавят на украинскую сторону. Возможно и заключение новых долгосрочных контрактов на выгодных России условиях. Параллельно Россия создает альтернативные пути поставок топлива, в том числе сжиженного природного газа. В 2023 году ЕС увеличил закупку российского СПГ на три процента, и показатель будет расти вместе с введением в России новых терминалов регазификации. Автор: Наталья Карнова Источник: ПРАЙМ, 28.02.2024 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|