Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил возникшие у «Арктик СПГ-2» проблемы с получением танкеров (аудио)

Эксперт оценил возникшие у «Арктик СПГ-2» проблемы с получением танкеров (аудио)

Юшков не исключил, что «Звезда» проведет переговоры с КНР для достройки газовозов

Судоверфь «Звезда» может провести с Китаем переговоры и попытаться достроить несколько газовозов для проекта «Арктик СПГ-2», считает эксперт Финансового университета и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Об этом он рассказал «Известиям» 28 февраля. Он также предположил, что НОВАТЭК может начать искать обходные схемы, чтобы компании, которые были заказчиками СПГ-танкеров в Южной Корее, переуступили право контракта новым структурам.

Ранее в этот день издание «Коммерсант» сообщило, что пока у НОВАТЭКа нет флота для коммерческих отгрузок с «Арктик СПГ-2». Три газовоза недоступны, поскольку их заказчики — структуры «Совкомфлота» — 23 февраля попали под прямые санкции США. Еще три танкера строятся по заказу японской MOL в Южной Корее и не попали под санкции, но их сдача задерживается.

Юшков напомнил, что ранее США внесли «Арктик СПГ-2» в SDN-лист, что означает, что контакты с проектом не разрешены. Но сам проект запустился и готов производить сжиженный природный газ (СПГ) и отгружать его на танкеры.

«Вторая проблема — это сами танкеры. В свое время для проекта были заказаны 15 танкеров-газовозов на «Звезде», но «Звезда» взаимодействовала с южнокорейскими судостроителями. И, как еще в 2022 году сказал вице-премьер, курирующий в том числе судостроение, южнокорейские компании собрали вещи и ушли. Явно, что за 2022–2023 годы «Звезда» пыталась наладить контакты с китайским судостроителями», — отметил эксперт.

Однако, по его словам, сложность состоит в том, что все газовозы строятся именно в Южной Корее, Китай только выходит на этот рынок — в стране уже делают газовозы, но масштабы не столь высокие и опыта у китайской стороны меньше. Аналитик предположил, что «Звезда» пыталась договориться с китайскими компаниями, чтобы они кооперировались с российским предприятием.

«По сути речь идет о том, что нужно делать модули, из которых на «Звезде» соберут готовые газовозы. Проблема еще в том, что газовозы нужны высокого арктического класса — Arc7. В мире их только 15 штук, которые были заказаны в Южной Корее для «Ямал СПГ». Поэтому здесь еще и техническая сложность», — объяснил Юшков.

Еще шесть газовозов для «Арктик СПГ-2» были заказаны в самой Южной Корее: три из них строились по заказу японской компании MOL, и еще три — сначала для «Совкомфлота».

«Сейчас встает вопрос о том, можно ли сдавать эти газовозы? Достроить газовозы санкциями не запрещено. Например, для японской MOL можно их достроить и сдать, но японская MOL заключила долгосрочный контракт тайм-чартера — контракт по вывозу СПГ с проекта «Арктик СПГ-2». Этот контракт по вывозу нельзя исполнять. Формально, сейчас Япония и на уровне правительства, и на уровне компании пытается выяснить: если они эти газовозы просто кому-то продадут, а потом в дальнейшем эти газовозы будут вывозить продукцию с «Арктик СПГ-2», то что им за это будет? Они проводят оценку», — рассказал эксперт.

В то же время контракт, который был оформлен с «Совкомфлотом», после того как «Совкомфлот» в 2022 году попал под санкции, был переоформлен на ряд других структур.

«Для них газовозы тоже должны были быть построены. Но тут уже южнокорейцы явно начинают оценивать: если они сдадут всё-таки эти газовозы заказчику, они попадут под санкции? <…> Куда им эти танкеры девать?» — добавил аналитик.

Эксперт уточнил, что другим такие танкеры не нужны в такой форме, ведь они высокого арктический класс. Себестоимость их строительства высокая, поэтому южнокорейцы продать их за нормальную цену не смогут, считает он.

«Думаю, что южнокорейцы тоже просчитывают шаги, как бы так продать, сдать заказчику танкеры, для того чтобы и деньги получить, и под санкции не попасть», — сказал Юшков.

При этом, по его мнению, «Звезда» будет и дальше вести переговоры с Китаем и попытается с его помощью достроить газовозы, хотя бы две-три штуки.

«НОВАТЭК будет искать схемы обходные с подложными компаниями, чтобы все те компании, которые были заказчиками газовозов в Южной Корее, переоформили, переуступили право контракта новым неким структурам, которые не под санкциями. Нужно договориться о каком-то моменте, когда южнокорейцы сдадут им танкеры, чтобы для южнокорейцев это не было грузом, когда подвешенный танкер находится у них достроенным, но его никто не забирает. То есть нужно будет зарегистрировать контракт на какую-то компанию и этой компании быстро передать газовозы, для того чтобы под санкции не попала южнокорейская верфь. Думаю, что, скорее всего, будет такой сценарий», — предположил Юшков.

Еще одной сложностью он назвал ситуацию с продажей СПГ, ведь проект находится в SDN-лист.

«Предполагалось, что весь производимый СПГ будет делиться пропорционально между акционерами, в зависимости от доли их участия. То есть 60% производимой продукции будет доставаться НОВАТЭКу, 20% — двум китайским компаниям, еще 10%с французской компании и еще 10% — консорциум японских компаний. Все по этим контрактам объявили форс-мажоры, они их исполнить не могут, потому что это будет нарушением санкций», — объяснил Юшков.

Кроме того, перевалочные хабы, куда должен доставляться СПГ и где должен осуществляться переход права собственности от компании «Арктик СПГ-2» к акционерам, тоже попали в SDN-лист.

По мнению аналитика, в этом плане перспектив больше с китайскими компаниями. Он предположил, что НОВАТЭК будет подписывать новые контракты и вывозить всё в КНР, в восточном направлении.

«Да, может быть, придется давать дополнительную скидку, но Китай, в принципе, может проигнорировать санкции и купить продукцию «Арктик СПГ-2», — считает эксперт.

Ранее, 4 ноября 2023 года, вице-премьер Александр Новак в рамках выставки-форума «Россия» сообщил, что к 2030 году в стране планируется выйти на уровень производства СПГ порядка 100 млн т. Он подчеркнул, что стоит задача занять долю в 20% в мировом производстве.

Источник: Известия, 28.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики