Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли ЕС заместить украинский транзит российского газа "совместными закупками" в других странах

Сможет ли ЕС заместить украинский транзит российского газа "совместными закупками" в других странах

Еврокомиссия (ЕК) активно продавливает идею отказа ЕС от российского газа, поставляемого через Украину. Соглашение о транзите нашего газа по этому маршруту истекает в конце 2024 года, и ЕК рекомендует его не продлевать.

В ЕК предлагают компенсировать выпадающие объемы российского газа, поставляемого через Украину, а это около 15 млрд кубометров в год, за счет механизма совместных закупок странами ЕС, через Европейскую энергетическую платформу. Управляет платформой сама ЕК, и закупки через нее не подразумевают импорт российского газа.

Здесь возникает сразу два вопроса. Во-первых, не очень понятен смысл отказа. Украина получает деньги за транзит, Европа получает газ. Доходы российского бюджета от экспорта по этому маршруту составили в прошлом году приблизительно 85 млрд рублей, около 1% от всех нефтегазовых поступлений. Причем эта сумма поступила в нашу казну при высоких и очень высоких ценах на газ в Европе, а сейчас они опустились ниже 300 долларов за тысячу кубометров. То есть говорить о каком-то ударе по экспортным доходам не приходится.

Второй вопрос связан с полномочиями ЕК. Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, приказать странам ЕС отказаться от российского газа ЕК не может. Они задекларировали отказ от российского газа к 2027 году, но так и не сделали это частью законодательства. С другой стороны, они могут чинить различные препятствия для урегулирования вопроса о транзите и продолжения поставок в медиапространстве и через некоторые бюрократические процедуры, поясняет эксперт.

То есть, пока это только рекомендации странам ЕС и тема для обсуждения. Как уточняет аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, без согласия всех стран ЕС решение об отказе от российского газа невозможно. Совместные закупки фактически являются альтернативой спотовому рынку и основные поставщики там те же - Норвегия, Азербайджан, Египет, США, Алжир.

После подрыва "Северных потоков", остановки газопровода "Ямал Европа" из-за санкций, сделавших невозможными расчеты за транзит через Польшу, а также снижения объемов прокачки через Украину, ЕС потерял более 100 млрд кубометров российского газа в год. Часть потерь была компенсирована поставками сжиженного природного газа (СПГ), в первую очередь из США, увеличением импорта трубопроводного газа из Норвегии и Алжира, а также за счет снижения потребления газа промышленностью в самой ЕС. Теперь ЕК предлагает отказаться еще от 15 млрд кубометров в год, увеличив совместные закупки.

Общий импорт газа в ЕС в период между четвертым кварталом 2021 года и четвертым кварталом 2023 года снизился на 14%, а в абсолютном выражении - на 142 млн кубометров в сутки (до 838 млн кубометров в сутки), говорит эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Однако экономия сырья привела к потерям энергоемких отраслей промышленности, что стало одной из причин промышленной рецессии: октябрь 2023 года стал восьмым подряд месяцем, по итогам которого в еврозоне был зафиксирован спад промышленного производства (год к году; отдельно в октябре 2023 года - на 6,6%).

Теперь ЕК предлагает отказаться еще от 15 млрд кубометров в год, увеличив совместные закупки. Но, как поясняет Гривач, механизм совместных закупок не обеспечивает приток новых объемов на европейский рынок. Это всего лишь перераспределение объемов, которые и так туда придут. Честно говоря, он ничем не отличается от заключения прямых форвардных контрактов непосредственно между покупателями и продавцами. А вот прекращение транзита будет означать физическое выпадение объемов газа из баланса Европы и проблемы для функционирования газотранспортных систем Украины, Словакии и Австрии.

Впрочем, с точки зрения Родионова, несмотря на снижение цен на газ в Европе, скорее всего, сохранится тенденция сокращения спроса на газ в ЕС. Страны Союза договорились снизить потребление газа на 15% еще в 2022 году, а потом пролонгировали эти обязательства. Поэтому, скорее всего, в нынешнем году спрос на газ будет оставаться на том же уровне, что и в четвертом квартале 2023 года, который очень сильно уступает докризисным показателям.

Но Гривач указывает на то, что спрос уже растет, если смотреть на статистику периодов год к году. В январе он показал двузначный темп, правда, на фоне низкой базы начала прошлого года, говорит эксперт. Газ по сегодняшней цене выглядит привлекательнее угля для генерации электричества. В то же время пока непонятно, можно ли оживить европейскую газохимию или процесс снижения промышленного потребления газа за 2,5 года ценового экстрима стал необратимым. Ну и погодный фактор остается ключевым. Метеозависимость европейской энергосистемы продолжает увеличиваться, а это всегда очень неконтролируемый риск, считает эксперт.

Кауфман также отмечает, что относительно низкой базы (низкого потребления газа в ЕС) прошлого года рост спроса возможен, но в пределах 2-3% на фоне все еще действующих мер по экономии и ограниченного объема предложения на газовом рынке.

На этом фоне, пусть и незначительного роста спроса и дефицита предложения, убрать гарантированные для получения 15 млрд кубометров газа - решение достаточно смелое.

По мнению Родионова, для Европы очень нежелательно прекращение украинского транзита, даже несмотря на его небольшие объемы, которые колеблются в диапазоне 40-45 миллионов кубометров в сутки. Причем, эксперт считает, что говорить про прекращение украинского транзита рано. Сейчас за месяц происходит столько событий, сколько раньше не происходило за год. К декабрю могут еще произойти очень сильные изменения, поэтому в феврале и марте говорить о том, что будет с украинским транзитом преждевременно.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 29.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики