Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Подули на воду: зачем Россия вновь запретила экспорт бензина

Подули на воду: зачем Россия вновь запретила экспорт бензина

Россия ввела запрет на экспорт бензина и увеличила обязательные поставки дизельного топлива на биржу. Между тем, по словам собеседников Forbes, на рынке, в отличие от ситуации прошлого года, нет ни топливного кризиса, ни признаков дефицита. При этом, отмечают они, наблюдается ряд негативных тенденций, которые могут привести к ухудшению ситуации в будущем

С 1 марта вступает в силу опубликованное накануне постановление правительства о запрете на экспорт бензина сроком на полгода. Еще одно постановление увеличивает минимальные объемы продаж дизельного топлива на биржевых торгах с существующих 12,5% до 16%. «Принятые решения направлены на поддержание стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, связанного с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и плановым ремонтом нефтеперерабатывающих заводов», — говорится в пояснении.

Информация об этих мерах просочилась в прессу за несколько дней до публикации документов, в материалах СМИ были некоторые подробности, например о том, что решения приняты после письма вице-премьера Александра Новака председателю правительства Михаилу Мишустину, в котором он сообщил об ожидаемом наступлении повышенного спроса на топливо. Сам же Новак 28 февраля говорил, что запрет экспорта связан в том числе с ситуацией вокруг Нижегородского НПЗ, где в начале месяца произошла аварийная ситуация и вышел из строя компрессор. Он также уточнил, что правительство не рассматривает возможность запрета экспорта дизельного топлива. «Дизеля производится в стране в два раза больше по сравнению с потреблением, здесь ситуация стабильная, график поставок сельхозпроизводителям, регионам — [осуществляется] по заявкам потребителей», — сказал Новак.

Запрет на экспорт бензина и летнего дизельного топлива действовал в прошлом году. Он был введен с 21 сентября. Запрет на экспорт бензина был отменен 17 ноября, а дизельного топлива — 23 ноября. По данным Росстата, в 2023 году в России было произведено 44 млн т автомобильного бензина, на 3,9% больше, чем в 2022 году.

Перестраховка

Собеседники Forbes отмечают, что нынешний запрет экспорта бензина отличается от прошлогоднего, принятого в разгар топливного кризиса. Сейчас же никакого кризиса нет, так что решение правительства можно считать перестраховкой. «Предложение бензина в настоящее время и так по различным оценкам превышает объем внутреннего спроса, — говорит аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко. — Мы потребляем примерно 90% или даже менее того бензина, который производим. Стоит также помнить и про запасы, составляющие, по заявлениям Минэнерго, почти 2 млн т бензина и почти 4 млн т дизельного топлива, которых более чем достаточно для удовлетворения спроса. Поэтому признаков топливного кризиса в настоящее время действительно не наблюдается».

«Принятые меры носят скорее превентивный характер и призваны исключить дополнительное влияние на цены таких факторов, как возможный дефицит или сокращение коммерческих запасов топлива в стране, — соглашается старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. — Ограничение экспорта бензина и увеличение нормы продаж дизтоплива на бирже приведет к формированию профицита моторного топлива в стране, будет сдерживать рост биржевых цен, а в долгосрочной перспективе обеспечит дальнейшую коррекцию цен у мелкооптовых и среднеоптовых поставщиков. При этом после аварии на Нижегородском НПЗ уже наблюдается общая тенденция к сокращению бензинового экспорта, который, по последним данным, упал в январе почти на 37% к январю 2022 года, что обеспечило 7%-ный рост поставок топлива на внутренний рынок».

«На данный момент нет никаких признаков кризиса на топливном рынке России, так что действия на опережение могут сыграть свою роль в поддержке стабильности цен в перспективе высокого сезонного спроса, — добавляет аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева. — Вместе с тем реализация этой меры не станет проблематичной для нефтяников, поскольку переработка в последнее время несколько просела».

Могло быть хуже

Хотя топливного кризиса в данный момент нет, рынку есть от чего страховаться, считают собеседники Forbes. По их мнению, существует ряд факторов, работающих на то, что цены могут вырасти в будущем. Один из них — спекулятивная торговля. Запрету на экспорт бензина предшествовал заметный рост его биржевых цен. По данным Росстата, хотя выпуск бензина практически не снизился в январе 2024 года по сравнению с январем 2023 года, составив 3,8 млн т, цены на него по сравнению с первым месяцем прошлого года поднялись на 7,8%. Биржевые цены на бензин АИ-92 выросли за январь на 26,3%, до 51,13 рубля за литр, АИ-95 — на 24,2%, до 54,51 рубля за литр.

«Биржевые цены в январе выросли, в частности, из-за опасений прилета дронов, но также из-за того, что на нижегородском НПЗ «Лукойла» вышла из строя импортная технологическая установка, которую не так просто заменить, и появились опасения, что могут быть и другие аварии такого рода, — говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. — И это был повод, чтобы играть на повышение стоимости бензина на бирже».

«На цены, безусловно, негативно повлияли ремонты на НПЗ «Роснефти» и «Лукойла», — добавляет аналитик Дудченко из «Финама». — Но, по всей видимости, главной причиной роста цен были действия спекулятивного характера. Впоследствии причиной роста могли стать, конечно, и рыночные ожидания участников относительно плановых ремонтов на НПЗ и роста сезонного спроса, то есть как раз те самые официальные причины, по которым и вводится запрет на экспорт».

Есть и причины опасаться дефицита, хотя риски здесь не так высоки. «Весной, особенно в апреле-мае, НПЗ действительно уходят на ремонты, а спрос на бензин растет, — констатирует независимый эксперт Алексей Кокин. — Это может оказать давление на цены». Однако в этом году выпуск бензина не снижается по сравнению с 2023 годом, а в последние четыре недели, наоборот, заметен рост год к году, уточняет Кокин.

Временная мера

Некоторые из собеседников Forbes ожидают, что запрет будет снят довольно быстро. «Не стоит исключать, что эта мера продержится меньше чем полгода», — полагает Дудченко из «Финама». По его мнению, на такую возможность намекают и слова Александра Новака. «Мы всегда можем свои решения скорректировать в зависимости от наполнения рынка. Это нормальный инструмент для того, чтобы регулировать баланс [спроса и предложения]», — говорил вице-премьер.

«Меру могут отменить в любой момент, это вполне вероятно: в случае, если все НПЗ восстановят стабильные объемы переработки и будет формироваться профицит, экспорт будет возвращен в привычное русло, — прогнозирует Пырьева из «Цифры брокер». — Это важно, потому что длительное вынужденное сокращение переработки могло бы заставить компании снижать добычу, а в дальнейшем сжатие активности в добывающей и перерабатывающей отраслях сказалось бы и на смежных отраслях, и на экономике страны в целом».

Временный запрет экспорта бензина также не должен повредить нефтяным компаниям, считают собеседники Forbes. «Бензин не является ключевой статьей товарного экспорта, более 90% производимых объемов потребляется внутри страны, эффект от его дальнейшего сокращения будет ограничен: по нашим оценкам, суточный объем поставок бензина за рубеж может сократиться на 60 000–80 000 баррелей в сутки, что не должно существенно повлиять на динамику экспортных доходов, — говорит Блохин из Альфа-банка. — Выпадающие объемы экспорта вполне могут быть замещены наращиванием поставок нафты за рубеж».

«Часть бензина, которая не пойдет на экспорт, пойдет на внутренний рынок, а часть, возможно, будет замещена, например нафтой или сырой нефтью, — согласен Митрахович из Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности. — Компании могут уменьшить выработку бензина на своих НПЗ и увеличить производство других нефтепродуктов».

«Вот запрет на экспорт дизеля был радикальной мерой, так как это основный экспортный нефтепродукт», — добавляет независимый эксперт Алексей Кокин. «Но в отношении дизельного топлива вводится другая мера, а именно увеличение объемов реализации на биржевых торгах с 12,5% до 16%, что выглядит вполне оправданным и уместным», — резюмирует Дудченко из «Финама».

Автор: Алекс Будрис

Источник: Forbes.ru, 05.03.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики