Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин отражают сокращение производства

Цены на бензин отражают сокращение производства

Бюджетные выплаты нефтяникам не прекратили подорожания некоторых видов топлива

С марта вступило в силу решение правительства по запрету экспорта бензина для стабилизации внутренних цен на топливо. Несмотря на это розничные цены на бензин (кроме Аи-92) все еще выше официальной инфляции. Одновременно с этим увеличиваются выплаты нефтяникам из казны по демпферному механизму, снижается производство бензина из-за внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Эксперты сомневаются в вероятности снижения розничных цен на АЗС. С середины апреля потребление бензина будет возрастать, а новые «внеплановые ремонты» на НПЗ будут препятствовать снижению цен.

Как следует из данных Росстата, средние потребительские цены на бензин в России с 26 февраля по 4 марта 2024 года составили 54,63 руб. за литр. Стоимость бензина на АЗС в России с 27 февраля по 4 марта 2024 года снизилась на 0,02% к уровню предыдущей недели, дизельного топлива – на 0,03%.

При этом уровень инфляции за тот же период составил 0,09%, сообщают в ведомстве Сергея Галкина. В то же время с начала 2024 года цена дизеля снизилась на 0,08%. Стоимость бензина увеличилась на 0,52%, что почти в три раза ниже уровня инфляции, которая за аналогичный период составила 1,51%, следует из данных статистического ведомства. В годовом выражении стоимость автомобильного бензина увеличилась на 7,86%, тогда как потребительская инфляция составила 7,59%, следует из данных Минэкономразвития (МЭР).

Тем не менее биржевые цены на бензин в начале марта снижались более активно. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), в конце прошлой недели стоимость бензина Аи-92 снизилась почти на 2% после последовательного роста с конца февраля. Летнее дизельное топливо также подешевело почти на 2%. Однако биржевые цены на зимнее дизельное топливо увеличились на 1,5%.

Заметим, биржевые цены на бензин повышались практически весь январь и увеличились к концу месяца по сравнению с началом 2023 года на 24–26%. Одной из причин роста цен на топливо стали сообщения об авариях на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и уходе их на внеплановый ремонт.

В ответ на это правительство РФ с 1 марта ввело запрет на экспорт бензина. Ограничение будет действовать до конца августа. Власти подчеркивали, что пошли на такой шаг для сохранения стабильной ситуации на рынке в период весенних полевых работ, сезона отпусков и ремонтов нефтеперерабатывающих заводов. Отдельно отмечалось, что ограничения на вывоз топлива не коснутся поставок в рамках международных межправительственных соглашений, в том числе в страны – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (см. «НГ» от 27.02.24).

Внеплановые ремонты на российских НПЗ не отразились на февральском экспорте бензина, следует из данных аналитической компании Kpler. Согласно расчетам аналитиков, отгрузки бензина морем в феврале составили 159 тыс. баррелей в сутки (б/с). Для сравнения: в январе отгрузки составили схожие 160 тыс б/с. В то же время отгрузки дизеля морем снизились на 10% в феврале, до 1,028 б/с, сообщили эксперты.

Производство нефтепродуктов внутри страны продолжает сокращаться. Так, производство бензина в РФ на неделе с 26 февраля по 3 марта, по данным Росстата, упало по сравнению с предыдущей неделей на 7,4% и составило 838,5 тыс. т. Выпуск дизельного топлива просел на 1,7% – до 1,7 млн т. Из данных Росстата также следует, что в целом по итогам только февраля производство автомобильного бензина в стране составило 3,5 млн т, что на 7,6% ниже, чем месяцем ранее. Производство дизеля за тот же период составило 6,7 млн т, что на 12% меньше, чем в январе. В годовом выражении с начала года нефтепереработка в РФ снизилась на 7% из-за внеплановых остановок работы НПЗ, рассказывал в конце февраля глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов (см. «НГ» от 21.02.24).

Из данных Минфина при этом следует, что в феврале выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу составили почти 128 млрд руб. – после 146 млрд руб. по итогам января. Российские чиновники при этом считают, что действующий механизм топливного демпфера сбалансирован и не нуждается в корректировке.

4-3-2-t.jpg
Индексы потребительских цен (ИПЦ) по РФ на конец периода,в процентах к декабрю 2022 года. Источник: Росстат

Напомним, нефтяники получают выплаты по демпферу, если поставляют топливо на российский рынок по цене не выше определенного уровня – так называемой точки отсечения. В течение всего сентября 2023 года топливо на бирже торговалось существенно выше этой планки. В сентябре работала корректировка механизма, которая, по сути, сократила выплаты по топливному демпферу на 50%. С октября в России вновь действует прежний порядок расчета выплат по демпферу нефтяным компаниям. На фоне значительного роста биржевых цен на топливо было принято решение вернуть коэффициент к первоначальному состоянию. За весь 2023 год общие выплаты по топливному демпферу превысили 1,58 трлн руб. 

Согласно расчетам агентства Reuters, на внутренний рынок РФ в феврале было поставлено 3 млн т бензина и 4,5 млн т дизельного топлива. Соответственно в марте сумма компенсации нефтепереработчикам составит 175 млрд руб. за февраль. Как считают в Reuters, увеличение размера демпферной компенсации нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок в феврале произошло за счет роста биржевых котировок бензина на 7,9%, дизеля – на 7,3%, а также из-за ослабления рубля к доллару почти на 3%.

Выплаты по топливному демпферу действительно были восстановлены, тем не менее они снижаются по сравнению с выплатами в ноябре-декабре 2023 года, обращает внимание ведущий аналитик «Цифра брокер» Даниил Болотских. По его мнению, снижение выплат не позволяет снизить цены на топливо. В то же время данный уровень выплат удерживает цены от роста, подчеркивает аналитик.

Эксперты сомневаются в том, что розничные цены на топливо пойдут вниз. Цены на заправках не могут реагировать на происходящие события так быстро, как это делают оптовые цены на бирже, подчеркивает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. «Реакция цен на АЗС обычно бывает медленной, с временным лагом от двух недель до месяца. Розничные цены на бензин пока не падают, но и не растут, хотя мировая цена нефти с февраля не опускается ниже 80 долл. за баррель. Весь февраль средняя розничная цена бензина на АЗС по России колебалась в узком коридоре 54–55 руб. за литр. На этом уровне она остается и сейчас», – сообщает эксперт.

Антонов считает, что рост цен на бензин выше средней инфляции по стране – временное явление. «В первом полугодии средняя цена на бензин может понизиться до 54 руб., но более резкого падения пока не будет из-за плановых ремонтов НПЗ. Нужно также принимать во внимание, что уже имевшие место и возможные новые ремонты НПЗ также могут сократить предложение нефтепродуктов и препятствовать сильному снижению розничных цен на нефтепродукты», – полагает аналитик.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков напоминает, что с середины апреля в стране начинается активный автомобильный сезон и потребление топлива резко возрастает. «Поэтому, если предположить, что потребление возрастет, а размеры существующего экспорта сохранятся, в России действительно может возникнуть дефицит топлива», – не исключал он.

Вряд ли стоит ожидать существенного снижения цен на АЗС, соглашался старший преподаватель РЭУ им. Плеханова Ходжа Кава. «Скорее речь идет о недопущении их роста», – подчеркивал он.

Автор: Ольга Соловьева

Источник: НГ, 10.03.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики