Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовые доходы бюджета за год увеличились на 80%

Нефтегазовые доходы бюджета за год увеличились на 80%

По итогам февраля бюджет получил 946 млрд руб. нефтегазовых доходов, что на 80% больше, чем в феврале 2023 года (521 млрд руб.). Такие данные приводит минфин. Причем даже по отношению к январю этого года (675 млрд руб.) февральский приход в казну из отрасли оказался на 40% выше.

За год планируется собрать нефтегазовых доходов 11,5 трлн руб. Ранее эта цифра у многих вызывала сомнение, но по итогам двух первых месяцев приход составил 1,62 трлн. Если в оставшиеся десять месяцев года доходы сохранятся на уровне февраля, достичь целевого показателя будет вполне возможно, особенно учитывая, что впереди еще четыре ежеквартальные выплаты нефтяников по налогу на дополнительный доход (НДД). В 2023 году в среднем за один квартал они составляли 323 млрд руб.

Но возникают два вопроса: за счет чего был достигнут феноменальный рост нефтегазовых доходов в феврале этого года и какие условия на рынке должны сохраняться, чтобы уровень выплат не снижался.

В дальнейшем доходы бюджета будут зависеть от мировых цен на нефть и скидки на наш сорт Urals

В феврале нефтегазовые компании платят налоги по результатам января. Как правило, это первая выплата в году по новым налоговым условиям, в нашем случае - 2024 года. Если посмотреть подробную статистику, то добыча нефти и конденсата принесла почти 84% от окончательной суммы. Причем объем полученного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с нефти в феврале этого года второй раз в истории превысил 1 трлн руб. Просто потом он был скорректирован выплатами нефтяникам из бюджета, почему и общая сумма получилась меньше. Газовые доходы от добычи и экспорта в феврале этого года по отношению к январю не увеличились, а снизились на 22,6 млрд руб. То есть заслуга в росте доходов полностью принадлежит нефтедобыче. 

Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, в этом году завершается налоговый маневр, который обнуляет экспортную пошлину на нефть, перекладывая ее на НДПИ. Этот налог становится единственным видом сборов в "нефтянке" (есть еще ежеквартальный НДД, но он не охватывает всю нефтедобычу).

Причем НДПИ платят все нефтедобывающие компании со всего объема добытой нефти, а экспортную пошлину платили только экспортеры с объемов, которые продавались за границу. Вот и первый источник роста. 

Также значимый вклад внес эффект растущей базы - налоги в нефтегазовом секторе зависят от цен на нефть и курса доллара, считает руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. Оба этих параметра заметно выросли за год: в феврале 2024 года стоимость нашей нефти Urals составила 69 долл. за баррель (рост в 1,4 раза к февралю 2023 года), курс доллара - 91,5 руб./долл. (+25%), уточняет эксперт.

Но самый главный источник роста, по мнению Симонова, - это временное увеличение НДПИ из-за обратной корректировки демпферного механизма (компенсации нефтяникам из бюджета за оптовые поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных) осенью прошлого года.

Тогда объем выплат нефтяникам сначала уменьшили в два раза, а после роста цен на топливо вернули на прежний уровень. Но минфин стал считать эту обратную корректировку причиной возникновения выпадающих доходов бюджета.

Кондратьев уточняет, что возврат к полным выплатам по демпферу привел к увеличению начисления НДПИ, но его уплата была перенесена на первый квартал 2024 года. Это привело к росту выплат в бюджет примерно на 200 млрд руб. В последующие месяцы такая ситуация не повторится, считает эксперт.

Из трех влияний, обеспечивших рост нефтегазовых доходов бюджета в феврале, сохранится до конца года только налоговый маневр. Компенсация за корректировку демпфера будет работать только до конца марта (апрельские выплаты). А вот что будет с ценами на нефть и курсом рубля - дискуссионный вопрос.

Существенное снижение цен на нефть (из-за ухудшения экономической ситуации в развитых странах, усиления санкционного давления, что приведет к расширению дисконтов) или укрепление курса рубля (за баррель нефти мы будем получать меньше рублей) могут привести к сокращению доходов, поясняет Кондратьев. Но сейчас эти риски маловероятны, в том числе благодаря высокой дисциплине участников соглашения ОПЕК+ и долгим срокам реализации добычных проектов вне США, что будет ограничивать рост предложения нефти на мировом рынке в этом году.

Комфортная для нашего бюджета цена российской нефти начинается от 70 долларов за баррель и выше

С точки зрения аналитика ФГ "Финам" Николая Дудченко, существует неопределенность относительно дисконтов российских сортов нефти к международным бенчмаркам из-за санкционного давления. Оно усиливается, и угроза введения новых санкций дает возможность покупателям торговаться относительно предоставления им дополнительных скидок.

По мнению Симонова, комфортная цена на Urals для нашего бюджета должна быть выше 70 долл. за баррель. А учитывая дополнительные обязательства России по сокращению добычи и экспорта нефти (к концу второго квартала - на 471 млн баррелей в сутки (б/с), что опустит наше производство сырой нефти к 9 млн б/с), то лучше если Urals будет стоить 75 долл. за баррель. С точки зрения эксперта, на плановый уровень доходов - 11,5 трлн руб. - едва ли получится выйти.

Есть и еще один возможный момент, способный повлиять на размер нефтяных поступлений в бюджет. Если начнут расти цены на топливо внутри России, то будет увеличиваться размер демпфера. В прошлом году выплаты по нему доходили до 450 млрд руб. в месяц. В феврале этого года они составили чуть менее 128 млрд руб. То есть речь идет о совсем немаленьких суммах, которые вполне могут повлиять на конечный результат.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 11.03.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики