Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему ОПЕК и МЭА рекордно разошлись в прогнозах по спросу на нефть

Почему ОПЕК и МЭА рекордно разошлись в прогнозах по спросу на нефть

Февральские прогнозы ОПЕК и Международного энергетического агентства (МЭА) рекордно разошлись по ожиданиям спроса на нефть в 2024 году. В ОПЕК ждут его увеличения в этом году на 2,25 млн баррелей в сутки (б/с), а в МЭА - только на 1,22 млн б/с. Разница более 1 млн баррелей в сутки - это около 1% от мирового потребления нефти. Это самое крупное расхождение МЭА и ОПЕК в прогнозах за последние 16 лет, посчитали в агентстве Reuters.

Причина расхождения прогнозов проста и прозрачна: ОПЕК - это организация стран - экспортеров нефти, которые формируют нужную себе новостную повестку. МЭА мониторит ситуацию в энергетике для промышленно развитых стран, то есть импортеров нефти. Несколько лет назад агентство и вовсе сместило свой интерес в сторону возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и занялось активной пропагандой энергоперехода (отказа от ископаемых источников энергии) и скорейшего достижения целей климатической повестки.

Неудивительно, что еще в мае 2022 года альянс экспортеров нефти отказался от использования данных МЭА в своих прогнозах, поскольку посчитал их недостоверными. А вот МЭА статистику ОПЕК по-прежнему учитывает.

Как отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, прогнозы этих организаций отличались почти всегда, но с ноября 2023 года начались сильные расхождения, почти война прогнозов. Связано это было с тем, что на нефтяной рынок стали пытаться воздействовать новостными интервенциями. Цель МЭА здесь предельно ясна - максимально сбить цены на нефть. Чтобы ЕС было проще, чтобы в США бензин перед выборами не дорожал и прочее-прочее. Но сами прогнозы МЭА о спаде спроса на нефть в основном основываются на странных и политически мотивированных ожиданиях замедления развития китайской экономики, которые не подкреплены никакими данными, считает эксперт.

По мнению аналитиков Группы "Деловой Профиль", прогноз МЭА обосновывается тем, что 2023 год стал рекордным по инвестициям в низкоуглеродную энергетику. Их объем составил 1,77 трлн долларов, что на 17% больше, чем годом ранее. В этом году тенденция сохранится, и лидером по инвестициям будет Китай, являющийся к тому же главным импортером нефти.

С другой стороны, ожидания ОПЕК тоже оправданны. Инвестиции в зеленую энергетику пока не дают должного эффекта, и энергопереход идет гораздо медленнее, чем ожидалось, считают эксперты.

При этом данные, которые проанализировало Reuters, были опубликованы еще месяц назад, и про расхождение прогнозов уже написали все кому не лень.

"В чем новость? В том, что агентство перед публикацией на этой неделе новых отчетов ОПЕК и МЭА вспомнило о расхождении прогнозов, которые публиковались месяц назад? В том, что разница в них оказалась рекордной за 16 лет? В этом вся ценность?" - спрашивает Фролов.

По его мнению, внимание российских СМИ к этой новости лишь показывает нашу зависимость от иностранных прогнозов и индикаторов. Нам нужно иметь собственное представление о краткосрочном и долгосрочном развитии нефтяного рынка.

Схожую точку зрения высказала аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина, которая считает, что России, как энергетическому лидеру в мировой экономике, необходимы свои детализированные базы данных и свои прогнозы в энергетике.

В 2024 году у нас в стране был сделан долгосрочный прогноз развития мировой энергетики до 2050 года Российским энергетическим агентством (РЭА) Минэнерго России. Оценивая этот прогноз, глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отметил "РГ", что России не хватает своего собственного видения будущего энергетики, оформленного в прогнозные данные. Например, для формирования нашей Энергостратегии до 2050 года, которая до сих пор не принята. Важно, что мы озаботились этой проблемой. Хотя печально, что в прогнозе РЭА веры в нефть меньше, чем в прогнозе Минэнерго США, уточнил эксперт.

А в прогнозе МЭА в нефть совсем не верят. Только вот все развитые страны продолжают эту самую нефть и топливо, произведенное из нее, покупать. И прикладывают титанические усилия, в том числе в информационном поле, чтобы она не обходилась им слишком дорого.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 12.03.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики