Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Названа причина рекордного расхождения в прогнозах между производителями и потребителями нефти

Названа причина рекордного расхождения в прогнозах между производителями и потребителями нефти

«Каждая из сторон – МЭА и ОПЕК – тянет одеяло на себя»

Что произойдет с мировым спросом на нефть в текущем году? Группа производителей (ОПЕК) и Международное энергетическое агентство (МЭА) рекордно разошлись в прогнозах – больше, чем когда-либо за последние 16 лет. В первом случае был назван итоговый показатель роста в 1,22 млн баррелей в сутки, во втором – 2,25 млн б/с. Но какой из двух сценариев ближе к реальности и как он скажется на экспортно-сырьевых позициях России?

То, что разница в оценках оказалась чуть ли не двукратной, неслучайно. Причины носят концептуальный характер. Страны-члены ОПЕК – главные производители нефти на планете, живущие за счет доходов от ископаемого топлива и сталкивающиеся с экономическими последствиями из-за быстрого отказа от сырья. Что касается МЭА, куда входит 31 государство, в основном это крупные потребители энергоресурсов – США, Великобритания, Евросоюз. Созданное в 1974 году как энергетическое надзорное ведомство развитых стран (отвечающее за безопасность сырьевых поставок), МЭА со временем переключило внимание на поддержку возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и мер по борьбе с глобальным потеплением. 

Получается, сегодня у двух организаций диаметрально противоположные интересы, а также видение перспектив глобального рынка. Как ожидает МЭА, спрос на нефть достигнет пика к 2030 году, а дальше начнется неминуемый спад, поскольку человечество перейдет на более чистые виды топлива. ОПЕК не соглашается: ее прогнозы до 2045 года не предусматривают никаких пиков. «Они (МЭА) превратились из прогнозистов и оценщиков рынка в тех, кто занимается политической пропагандой», – заявил в сентябре 2023 года министр энергетики Саудовской Аравии Абдель Азиз бен Сальман, дав понять, насколько несовместимы позиции ОПЕК и МЭА.

«Международное энергетическое агентство создавалось во многом в противовес ОПЕК, как альянс именно потребителей нефти, – поясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – И там, и там хорошо понимают, насколько важны их выкладки для биржевых игроков, которые на эти цифры ориентируются, торгуя нефтяными фьючерсами. Прогноз ОПЕК побуждает спекулянтов покупать фьючерсы уже сейчас, и если они это делают массово, цены действительно устремляются вверх. А в случае с более умеренной оценкой МЭА у вас будет переизбыток предложения, а значит, и снижение цен. Биржевые игроки начинают продавать фьючерсы, пока те еще дороги. В-общем, обе организации стремятся повлиять на рынок своими прогнозами, разумеется, в нужную для себя сторону».

Ну а истина, вероятнее всего, находится где-то посередине. По словам Юшкова, на азиатских рынках, прежде всего, в Индии и Китае, пока наблюдается рост потребления. Вопрос в следующем: надолго ли сохранится динамика, до какой степени увеличатся в итоге эти объемы, а также насколько вырастет нефтедобыча в ряде стран, не входящих в ОПЕК+? В частности, речь идет о США, Бразилии и Гайане. Чего в итоге окажется больше – дополнительного объема спроса или дополнительного объема предложения? На основании этих расходящихся трендов будет формироваться цена. Что касается интересов России, им, конечно же, сполна отвечает сценарий ОПЕК, который, на взгляд Юшкова, вполне реализуем. Тем более что МЭА неоднократно занижало свои прогнозы по мировому спросу, проявляло избыточный оптимизм в отношении альянса потребителей во главе с США. Важно также, что экономика Китая по-прежнему нуждается в нефти, соответственно, спрос на сырье будет как минимум не спадать.

«Производители нефти в последние годы активно занимаются тем, что регулируют цены на мировом рынке, создавая искусственный дефицит ресурса, – говорит независимый финансовый аналитик Борис Ушерович. – В частности, участники сделки ОПЕК+ уже несколько раз подряд продлевали добровольное сокращение добычи и экспорта сырья. А значит, к их словам прислушиваются. Слухи о рекордном росте спроса на нефть в 2,25 млн б/с могут посеять панику на бирже и вызвать нездоровый ажиотаж. Что вполне ожидаемо приведет к росту котировок».

Международное энергетическое агентство, напротив, уже достаточно давно призывает не верить прогнозам ОПЕК. Организация традиционно отстаивает более консервативные оценки спроса и предложения. Что удивительным образом совпадает с интересами коллективного Запада, в первую очередь, США. В условиях глобального противостояния такой разрыв в позициях вполне понятен: каждая из сторон «тянет одеяло» на себя. Задача ОПЕК в том, чтобы сформировать ажиотажный спрос на нефть, а США может «вбросить» на рынок собственные запасы и сбить цену.

«Хотя истина посередине, я больше склоняюсь к позиции МЭА, – резюмирует Ушерович. – Вместе с тем России более выгоден сценарий, предложенный ОПЕК. Если нефтяные котировки начнут лавинообразно расти на его фоне, то даже с учетом дисконта, который приходится предоставлять на отечественную марку Urals, доходы бюджета РФ увеличатся значительно».

Автор: Игорь Боков
 
Источник: МК, 12.03.2024

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики