Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Азербайджан спорят о нефти

Россия и Азербайджан спорят о нефти

Москва хочет добиться согласия Азербайджана на использование зарезервированных мощностей нефтепровода Баку–Новороссийск по своему усмотрению. Но Азербайджан вполне устраивают условия соглашения, подписанного еще 15 лет назад.

В Баку во вторник вечером закончились переговоры по пересмотру объемов и платы за перекачку азербайджанской нефти по территории России в порт Новороссийска. Российская делегация летала внушительным составом. Возглавлял ее заместитель министра энергетики Анатолий Яновский, с ним были начальник отдела развития энергетических рынков и инвестиционных проектов за рубежом департамента международного сотрудничества Минэнерго Владимир Рощин, представители «Транснефти» и «Интер РАО». Все это для того, чтобы уговорить Баку пересмотреть соглашение, которое остается неизменным уже 15 лет. Со стороны Азербайджана переговоры возглавлял заместитель министра промышленности и энергетики Натик Аббасов.

Соглашение о транзите азербайджанской нефти в Новороссийск — одно из самых старых. Его подписали в 1996 году и с того момента не пересматривали. 

Наша страна предлагает теперь снизить закрепленную за Азербайджаном квоту (то есть гарантированную возможность прокачать по нефтепроводу Баку–Новороссийск), которая сейчас составляет в 5 млн т своей нефти в год. Дело в том, что реально Баку транспортирует по этому маршруту гораздо меньше черного золота. В 2011 году ее будет всего 2 млн т. На 2012 год запланировано и вовсе 1,7 млн т. Снижение объемов в азербайджанской национальной нефтяной компании SOCAR объясняют ростом переработки сырья внутри страны для удовлетворения увеличившегося спроса на нефтепродукты. Правда, в прошлом по российской трубе было прокачано еще меньше энергоресурсов. В 2008 году — 1,2 млн т нефти, в 2007 и 2006 годах — по 1,2 млн т, в 2005-м — 1,6 млн т. 

Теперь «Транснефть» (эта компания управляет российской частью нефтепровода Баку-Новороссийск) нашла, чем заполнить простаивающие мощности. «Лукойл» начал добычу на своих дагестанских месторождениях на шельфе Каспийского моря. Нефть с них идет в Новороссийск той же трубой, но каждый год приходится пересматривать объем. 

Однако обратно российские переговорщики вернулись ни с чем — менять что-либо в договоре партнеры категорически отказались. 

— Соглашение было подписано в 1996 году нашим национальным лидером Гейдаром Алиевым и премьер-министром России Виктором Черномырдиным. Договор нас полностью устраивает, — заявил «Известиям» Натик Аббасов. 

И Азербайджан готов его соблюдать, хотя мог бы транспортировать всю нефть по нефтепроводу Баку-Супса через Грузию, не теряя в качестве.

— Не все можно измерить деньгами. 70 лет мы жили в одном государстве, Россия для нас братская страна. Сотрудничество нам интересно, думаю, так же считают и в Москве, — говорит заместитель министра. 

Разговор закончился ничем: стороны обменялись взаимными претензиями и разошлись, рассказывает знакомый с ходом переговоров директор Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан. 

— «Транснефть» хочет повысить тариф, потому что много теряет на воровстве из нефтепровода в Дагестане и хочет эти потери компенсировать. Они просят увеличить прокачку хотя бы до 4 млн т. Но ясно, что таких объемов в стране нет. Россия прекрасно это понимает, — говорит Ильхам Шабан. — Зато Азербайджан имеет хорошую танкерную флотилию на Каспии и может использовать ее для загрузки в нефтепровод, принадлежащий Туркмении. 

На это не согласна уже Россия. К тому же при транспортировке легкая бакинская нефть смешивается с тяжелой и сернистой российской. В итоге цена смеси снижается и Азербайджан ежегодно теряет на этом $30 млн. Баку может хоть завтра отказаться от поставок в Новороссийск и всю свою нефть отправить по нефтепроводу Баку–Супса через Грузию. Это ликвидирует потери, считает эксперт. 

— Но до отказа от транспортировке нефти в Новороссийск не дойдет. На уровне хозяйствующих субъектов такой вопрос никто поднимать не станет, а президенты наших стран Ильхам Алиев и Дмитрий Медведев при встрече скорее всего об этом промолчат. Так что и в 2012 году азербайджанская нефть потечет по нефтепроводу в Новороссийск в заявленных объемах — 2,2 млн т — и по прежнему транзитному тарифу $15,67 за тонну. 

Вести переговоры с Азербайджаном действительно трудно, соглашаются российские эксперты. Баку имеет большие амбиции стать крупнейшим в регионе экспортером нефти и газа. Например, страна пообещала поставлять газ в «антироссийский» газопровод «Набукко» и экспортирует нефть в Грузию и Турцию.

— Азербайджан действительно не испытывает дефицита в транзитных мощностях. Есть до сих пор не заполненный нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан. Нефтепровод Баку–Самса тоже не загружен полностью, хотя туда поступает нефть, которую танкерами доставляют из Казахстана. Запасы нефти в Азербайджане не позволяют наращивать ее добычу. Так что свободные транзитные мощности в обозримой перспективе останутся, — говорит руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Поэтому если Азербайджан соглашение действительно устраивает, подвинуть страну к его пересмотру вряд ли удастся. 

В Минэнерго России и «Транснефти» от комментариев отказались.

Автор: Павел Арабов

Источник: Известия, 07.09.2011
 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики